Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

Выбор актрисы

8 декабря Алисе Фрейндлих исполнилось 75 лет. День рождения она не отмечает. В стране — дни траура, а среди погибших в катастрофе "Невского экспресса" — отец двух ее внуков Сергей Тарасов. Уважая желание юбилярши, "Известия" также решили обойтись без праздничных славословий и просто рассказать о последней киноработе Алисы Бруновны.

По странной традиции многие большие, даже гениальные актеры, всю жизнь очень придирчиво подходившие к выбору ролей, после шестидесяти будто дают себе волю, соглашаясь на фильмы, совсем не соответствующие ни их уровню, ни их статусу. Этой участи не избежали ни Дастин Хоффман, ни Роберт Де Ниро... А вот к Алисе Фрейндлих это не относится ни в коей степени. В год своего 75-летия она в дуэте с Сергеем Юрским сыграла одну из лучших своих киноролей — мать Иосифа Бродского в фильме "Полторы комнаты, Или сентиментальное путешествие на родину", который по сценарию Юрия Арабова снял Андрей Хржановский. Фильм получил несколько призов на кинофестивалях, но — такова участь артхаусных фильмов — вышел лишь в ограниченный прокат.

"Полторы комнаты..." — о жизни Бродского, о его городе, его поэзии, его судьбе и о том, как за несколько лет до смерти ему якобы удалось совершить путешествие на родину: к берегам Невы, на Васильевский остров, в дом, где жил он вместе с родителями. Такого путешествия почти наверняка не было, но легенда о том, что Бродский инкогнито посетил Петербург, до сих пор жива. И именно в его родителях — героях Сергея Юрского и Алисы Фрейндлих — персонифицирован образ родины.

На долю Фрейндлих в этом фильме выпало то, что под силу только по-настоящему большой актрисе: пройти по грани, отделяющей быт от метафоры, создать образ, одновременно пребывающий и здесь — среди нас, и в вечности.

Обычная интеллигентная семья, через которую прошли все исторические разломы ХХ века. Страх репрессий, ужас войны, радость освобождения, снова страх... Потом, уже через сына, столкновение с безжалостностью и безликостью системы — бесконечные и бесплодные просиживания под дверьми чиновников, дорога домой по холодным и скользким улицам, понимание того, что сына она, возможно, уже никогда не увидит. И ожидание звонков, и обида на то, что звонит он редко, а подчас — по совсем каким-то дурацким поводам, и старение мужа, через которое, как в зеркале, видит она собственную уходящую жизнь, и страх смерти, и смирение перед ее неизбежностью.

Иосиф Бродский младше Алисы Фрейндлих почти на 6 лет, это люди одного поколения, и трудно отделаться от впечатления, что в "Полутора комнатах" она играет и свою мать тоже, которой интеллигентность и душевная тонкость дает силы выстоять даже тогда, когда выстоять, казалось, невозможно.

К этой своей работе Фрейндлих шла всю жизнь. Здесь много и от ее героини в "Сталкере" — женщины, призванной жить рядом с человеком, не вмещающемся в рамки обыденности, и, как ни странно, даже от героини "Служебного романа" — такой советской и такой не входящей в понятие советскости...

Эльдар Рязанов рассказывал, как пробовал молодую Алису Фрейндлих на роль Шурочки в "Гусарской балладе". Актерски она сделала все блестяще, но ощущение женственности было столь сильно, что никак не желало прятаться ни за гусарским мундиром, ни за наклеенными усами. И Рязанов не решился доверить ей эту роль.

Фрейндлих действительно всегда остается женщиной — и когда играет королеву; и когда — почти дряхлую старуху в фильме "На Верхней Масловке", одной из недавних своих работ; и в роли Эллочки-людоедки — в старом, 1966 года, телеспектакле "Двенадцать стульев"; и в роли Анны Вырубовой в "Агонии" — да что говорить, во всех своих киноролях, которых уже 45 (не считая сериала про женскую логику). Ходили слухи, что она сыграет в "Любовь-морковь-3", но слухи эти быстро утихли, видимо, от несовпадения поэтики предыдущих "Морковок" с образом Фрейндлих.

Впрочем, ей всего 75. Она в грандиозной актерской форме. А значит, еще может поразить нас любым неожиданным выбором. И можно не сомневаться — это будет выбор Алисы Бруновны Фрейндлих, а не уступка жизненным обстоятельствам.
 

 

"Известия" / 08.12.2009 / Лариса Юсипова



© 2007-–2018 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.