Рейтинги цены качество товаров эксперт качества реи тинги лучших товаров neiro.top.
Владимиров был наш Господь Бог
Театр имени Ленсовета представил книгу "Как нарисовать птицу" накануне дня памяти выдающегося режиссера — 20 марта исполнится 13 лет, как его не стало. В ней Игорь Владимиров делится своим огромным опытом за время работы в театре на Владимирском проспекте. А это почти 40 лет. Название книги придумал он сам.
- Эти прекрасные строки — "Как нарисовать птицу" — сопровождают меня всю жизнь, — признавался режиссер. Так назывался выпускной спектакль его самого первого актерского курса.
Ведущая вечера, заведующая музеем театра Вера Матвеева рассказала историю создания книги:
- Это было в начале 80-х годов. Время, когда прошли успешные 60-е годы и сверхуспешные 70-е, когда люди выстаивали огромные очереди, чтобы попасть на "Укрощение строптивой", "Дульсинею Тобосскую", "Люди и страсти", "Левшу", "Преступление и наказание" и многие другие спектакли.
После двадцати лет работы у Игоря Владимирова появилось желание осмыслить то, что было сделано. Его желание подхватила завлит Татьяна Жаковская. Они беседовали, шла диктофонная запись, а потом машинистка расшифровывала ее.
- Довольно быстро беседы превратились в монологи, и из этого получилось пятьсот машинописных страниц, — продолжила Вера Матвеева. — Впервые издать книгу пытались в 1983 году накануне 50-летия театра — не сложилось. У издателей было желание "причесать" рукопись, "олитературить" ее, превратить Владимирова в писателя-теоретика, и это неправильно. Главная ценность этой работы — разговорная речь Игоря Петровича. За эти годы отрывки из рукописи публиковались в разных журналах. И только сейчас вышла наконец долгожданная книга.
На вечер-презентацию пришли актеры Театра имени Ленсовета (многие из них — ученики Игоря Владимирова), известные петербургские театральные деятели.
- У меня был только один режиссер в жизни — Владимиров. С его уходом мои отношения с театром закончились, — рассказал Михаил Боярский, один из героев книги. — Я хотел быть таким, как он. Сейчас нет такого человека, которому мне хотелось бы понравиться. Особенно среди мужчин. Мы долгие месяцы ездили вместе с концертами, полстраны проехали. Он был такой интересный, человек с неба! Это был наш Господь Бог. Я учился у Макарьева, меня не взяли ни в один театр. Владимиров взял меня только потому, что я спел "Ничего на свете лучше нету…" Я — Буратино, кусок его работы, он меня "вырубил". И когда сейчас мы репетируем с Олегом Леваковым, и у нас что-то получается, лучшая оценка: "Вот это по-владимировски!"
Дочь Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова актриса Варвара Владимирова призналась:
- Мне бы хотелось родиться пораньше. Я у отца поздний ребенок. Сегодня у меня масса вопросов к нему. Мне его не хватает. Благодаря книге я многое узнала о нем. Я училась на его последнем курсе, когда у него уже не было таких физических и моральных сил. Как же сильно я скучаю по нему и как люблю его!
Еще одна героиня книги Алиса Фрейндлих, поклонившись портрету Владимирова на экране, сказала:
- Спасибо вам, Игорь Петрович, за самые счастливые 25 лет моей творческой жизни! А создателям книги спасибо за колоссальный труд! Рекомендую эту книгу всем молодым актерам как мастер-класс, как задачник.
Директор театра Валерий Градковский сообщил, что сейчас готовится вторая книга, теперь уже воспоминаний об Игоре Владимирове.
Цитаты из Книги:
Хороших артистов больше, чем это кажется. Если бы случилось чудо, и артисты всех городов, всех театров вдруг оказались бы там, где они нужны, где их ждут, любят и где им верят!.. Но чудес не бывает. И гибнет драматическое дарование актрисы, попавшей в театр комедии. Тускнеет романтический талант артиста в пьесах бытового плана. Не раскрывается мастерство артиста-психолога, попавшего в руки режиссера — мастера яркой зрелищности…
Почему-то считается ненормальным, когда режиссер приходит в театр с группой своих артистов. Считается зазорным, когда режиссер, покидая театр, забирает с собой артистов, близких по духу. Бьют тревогу, когда театр покидают артисты, не приемлющие нового руководителя. А разве это не естественно? Не закономерно? Разве лучше, когда под одной крышей работают люди, объединенные только профсоюзом?
Артист — не жидкость, принимающая форму сосуда, и не глина, из которой кто-то что-то лепит. Да и режиссер не гончар. Оба они — равноправные художники, выполняющие разные функции. В творческом процессе они сливаются. Воображение, ум, воля, темперамент, сердце, кровь одного питает другого. Но беда, если "группа крови" не совпадает… Уход по собственному желанию или по конкурсу — не самый худший исход. Бывает хуже. Творческая смерть от творческого голода.
Если бы меня спросили, на каких позициях я стою в режиссуре, я назвался бы оголтелым сторонником Станиславского. Но это не мешает мне видеть то, что происходит вокруг в связи с интерпретированием его учения малоталантливыми людьми.
Если вы спросите, чем из сделанного я больше всего горжусь, то я не стану называть вам спектакли. Чаще всего они вызывали и вызывают разноречивое отношение, да и то, что было открытием десять лет назад, сегодня — уже штамп. А горжусь я тем, что у нас очень молодая труппа, одна из самых молодых в Ленинграде, много молодежи в зрительном зале. И тем еще, что сегодня театр не такой, каким был вчера.
Критика и театральная общественность жестоки. Их сжигает бес нетерпения.
Свои зрители… Голубая мечта каждого театра…
"Российская газета" — www.rg.ru
16.03.2012, 12:45
Фото Владимира Бертова