Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

Великое зазеркалье Алисы Фрейндлих

Кажется непостижимым, что в минуты звездного часа актриса навсегда покидает театр, где была на вершине сценической славы, где ее лелеяли и боготворили, где ставили спектакли специально для нее. Но такова Алиса Фрейндлих — актриса, активно сопротивляющаяся любой опасности творческого застоя и тупика.
Как тогда писали, "она перешла Фонтанку", ступив по приглашению Георгия Александровича Товстоногова на порог БДТ и оставив на другом берегу театр и имени Ленсовета. Решиться на такой крутой вираж в жизненной и творческой судьбе мог бы не каждый.
Признаться, Алису Бруновну Фрейндлих до ее прихода в БДТ видел не так уж часто, хотя до и после "на Фрейндлих" ходил весь город, и это всегда было праздником.
Потом мне посчастливилось быть ее партнером на съемках фильма "Служебный роман", который создавал на "Мосфильме" Эльдар Рязанов. Это было незабываемое время. И хотя мне, согласно роли, приходилось превращаться в этакого подлеца, вершить всякие гадости, что, естественно, не так уж вдохновляло, скрашивало многое присутствие и работа Фрейндлих. Ее героиню, этакую по сценарию заштампованную чинушу, преображала любовь, впервые посетившая эту женщину. Я с удивлением наблюдал, как оператор снимал разные эпизоды не маленькими кусочками, что было принято в практике наших студий, а большими фрагментами. Потом уже понял, что "виной" тут — сама Алиса Бруновна — актриса процесса, который нельзя дробить и прерывать, иначе исчезнет вся прелесть этого чуда и волшебства.
На сцене я был партнером Алисы Фрейндлих в спектакле "Волки и овцы" по пьесе А. Островского, где она играла Глафиру, я — Лыняева. Она поразила всех нас великолепным пониманием стиля, времени, характера героини. За всем этим стояли не только огромный драматический талант, мастерство, но и ответственность за судьбу театра, под своды которого она ступила.
Она без сожаления отказывается от каких-то уже найденных приемов, которые приносили ей заслуженный и устойчивый успех. Все, к примеру, знают — не только по театральным, но и по телевизионным впечатлениям — о незаурядных вокальных возможностях и тонком музыкальном вкусе Алисы Бруновны. Пение сделало неповторимыми многие ее роли на сцене и в кино. Но наступило другое время, и Фрейндлих не подыгрывает и не подпевает ему, а ищет новые возможности для передачи характера эпохи.
К сожалению, великий талант актрисы остается сегодня не до конца востребованным — театр в кризисе, спектаклей из-за экономических и иных трудностей мало, не так много новых ролей и у Фрейндлих. Но приглядитесь, как живут, на сцене БДТ, раскрываются созданные ею в разные годы образы. Кто, к примеру, видел ее роль Матери в спектакле "Стеклянный зверинец" по пьесе Теннесси Уильямса несколько лет назад и сегодня, не может не заметить по сути иной образ. А Шарлотта в чеховском "Вишневом саде" — вот уж подлинный пример того, что открытия можно делать не в коверкании авторского текста, не в чисто внешних эффективных изысках, а в постижении глубокого смысла пьесы.
И все-таки рискну предположить, что великая Фрейндлих еще не сыграла свою великую роль. Алиса Бруновна — актриса шекспировского размаха и страстей. В ней бурлит молодая жизнь и энергия. Не буду назвать пьесы и роли, над которой сейчас работает Фрейндлих — она этого до поры до времени не хочет. Но это прекрасная, великая шекспировская пьеса. Пусть ей способствует удача. Я же убежден, что образ, создаваемый актрисой, станет событием для отечественного театра.



© 2007-–2018 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.