Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

В БДТ наступила ночь. Шекспир в Театре имени Товстоногова.

В БДТ имени Товстоногова состоялись премьерные показы шекспировской "Двенадцатой ночи". Поставив этот спектакль, режиссер Григорий Дитятковский, по мнению ЕЛЕНЫ ГЕРУСОВОЙ, отодвинул от себя кресло главного режиссера.    

 

Премьеру "Двенадцатой ночи" в БДТ ждали как на иголках. Григория Дитятковского прочат в главные режиссеры театра. Известно, что отношение труппы к возможному назначению далеко не однозначное. Известно, что именно Григорий Дитятковский принес БДТ "Золотые маски" за "Отца" и успех спектакля "Федра". Известно, что в прошлом сезоне он не выпустил "Марию Стюарт" (по собственной вине -- сославшись, как говорят, на не в срок сшитые перчатки). Известно, что именно его кандидатуру поддерживает Кирилл Лавров и что именно Григорий Дитятковский ведет студию БДТ, то есть выращивает актеров, которые придут в театр через каких-нибудь пять лет. И понятно, что одному ему неловко чувствовать себя бесправной девушкой в гражданском браке: вот мы посмотрим, как вы готовите, и вообще попривыкнем к друг другу, а потом, возможно, и поженимся, если родственники не будут возражать. А примерно таково положение господина Дитятковского в БДТ: он очередной режиссер, которому сулят кресло главного. Будь он, к примеру, Николаем Пинигиным, успешно выпекающим в БДТ один бульварный спектакль за другим, ситуация могла бы быть лестной. Но Григорий Дитятковский -- действительно серьезный режиссер. Может быть, слишком серьезный. В "Двенадцатой ночи" всех придворных дам и музыкантов придворного ансамбля герцога Орсино он с помощью художника Марины Азизян одел в синие бархатные костюмы музейных смотрительниц. Строгие дамы присутствуют в каждой сцене, бдят, помогают героям проделывать балетные па, убирают большими швабрами излишки режиссерской фантазии, к примеру, скатывают пышное голубое море из шелка. С одной стороны, это довольно смелый ход для человека, которому необходимо при назначении на пост главного режиссера получить благословение труппы. С другой -- язвительный намек: БДТ по отношению к себе занимает строгую охранительную позицию и, кажется, более чтит себя памятником культуры, чем считает живым организмом. Но в любом случае шпилька слишком слаба, чтобы смаковать и оценивать ее три долгих часа.

Григорию Дитятковскому в БДТ, видимо, уже настолько не смешно, что и искрометная, практически беспроигрышная комедия Шекспира превратилась у него в скучный и нравоучительный спектакль. Во время разъезда сторонники режиссера были печальны: "Ночь" не давала поводов за нее заступиться. Противники с трудом скрывали радость. Неангажированная публика была обескуражена. И все сливались в едином выдохе: тоска зеленая.

В спектакле заняты отличные актеры, но хороших ролей почти нет. Роль Орсино отдана Сергею Дрейдену. Это эстетствующий герцог, слушающий музыку Перселла в живом исполнении и сам сочиняющий сценическую историю, почти как Просперо из "Бури". Но с большой сцены господина Дрейдена почти не слышно уже из 12-го ряда партера. Виолу играет Мария Лаврова, актриса довольно статичная и к тому же почти вдвое старше Оливии. Роль Оливии досталась студентке Театральной академии Полине Толстун, дебют довольно милый. Елена Попова наделила камеристку Оливии Марию жесткой, чуть кукольной пластикой и ровными дидактическими интонациями. Весельчак сэр Тоби (приглашенный из Театра на Литейном артист Вячеслав Захаров) и незадачливый сэр Эндрю Эгьюйчик, по-эстрадному грубо сыгранный Александром Чевычеловым, оказались на диво необаятельными. Особенно заметно это стало, когда к ним присоединился Георгий Штиль. Ничего особенного товстоноговский актер не делал, но одно присутствие слуги на сцене давало удивительный эффект — точно чеховский Фирс вернулся. Шута Фесте сыграла Алиса Фрейндлих. Это роль мастера, хотя, если честно, и она сыграна левой ногой. Но и этого достаточно, чтобы дать режиссеру понять: на Алису Фрейндлих смотреть в любом случае интереснее, чем на фирменные мизансцены Дитятковского, украшенные балетными па.

Костюмы "Двенадцатой ночи" собраны не просто из разных эпох, но будто бы из разных спектаклей, как некий дайджест истории театра. Пока в этой истории Григорий Дитятковский проигрывает. Понять положение режиссера, который не может выпускать спектакль из-под палки, за обещанный приз, можно. Объяснить, в чем виноваты зрители, -- нет.



© 2007-–2018 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.