Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

Успех (Х/ф)

Персонаж: Зинаида Николаевна Арсентьева.

 


 

 

Производство: Мосфильм.

Сценарий: Анатолий Гребнев.

Режиссёр: Константин Худяков.

Оператор: Валентин Пиганов.

Художник: Борис Бланк, Владимир Кирс.

Композитор: Вячеслав Ганелин.

 

Молодой московский режиссер Геннадий Фетисов уезжает из столицы, чтобы на сцене периферийного театра поставить чеховскую "Чайку". И перво-наперво нарывается на конфликт с местной примой. Он жестковат и неудобен для окружающих. Одержимый и увлеченный, герой многого не замечает, порой идет по головам — и добивается успеха. Правда, очень дорогой ценой...

 

Эта лента словно предвосхитила период перестройки в советской империи. В момент выхода на экран в 1985 году (когда как раз пришёл к власти Михаил Горбачёв) «Успех» казался не лишённым определённой смелости фильмом с двойным дном, свидетельствуя, что во вроде бы частной истории молодого амбициозного режиссёра, который покинул столицу, чтобы на сцене периферийного театра с дерзостью поставить «Чайку» и добиться успеха любой ценой, скрывалось некое подразумеваемое обобщение. Всякий общественный организм, в том числе театральный, со временем оказывается подверженным косности и застою — а типичный «человек со стороны», желая изменить давно сложившийся порядок вещей, вольно или невольно выступает как ниспровергатель и почти революционер, как истинный новатор, который противостоит заплесневевшим традициям.

Чеховский Треплев, объявивший борьбу за новые формы в искусстве, вынужден расплачиваться творческим поражением, неудачей в личной сфере и, наконец, собственной жизнью. А его современный аналог — эгоцентричный, одержимый и порой жестокий в общении с людьми и коллегами по театру, хотя одновременно приученный по-сегодняшнему лавировать, хитрить и изворачиваться, пусть и для достижения благой цели — это ведь подлинный «восьмидесятник», который взращён в условиях всем уже очевидного маразма власти.

 Сценарист Анатолий Гребнев, причастный (среди прочего) к появлению «Июльского дождя», своеобразного первого звонка о крахе интеллигентских иллюзий 60-х годов, актёр Леонид Филатов и режиссёр Константин Худяков (между прочим, ещё в 1981 году они оба в телефильме «С вечера до полудня» были обеспокоены из-за рождения нового типа героя, который привык относиться к жизни как к «скорожраловке») предупреждали в середине 80-х о цене успеха. Сейчас же «Успех» — тем более в сравнении с режиссёрским дебютом Филатова, который в картине «Сукины дети» (1990) излишне нервозно и в то же время с чрезмерным пафосом отнёсся к подлым или благородным поступкам членов труппы отдельно взятого театра (с явным намёком на Таганку) — следует оценить как взвешенное и по возможности беспристрастное раздумье о неблагодарной участи любого, кто посмеет потревожить «болото» и сам не сможет не увязнуть, не замараться. Реформаторов-то в России всегда недолюбливали.

 

В ролях:

Леонид Филатов, Алиса Фрейндлих, Александр Збруев, Лев Дуров, Лариса Удовиченко, Анатолий Ромашин, Людмила Савельева, Алла Мещерякова, Марина Полицеймако, Вацлав Дворжецкий и др.

 

Премьера: 28 января 1985 года.

Прокат: 6.7 млн. зрителей, 810 копий (1985г).

Призы и награды: Гран-при (К.Худяков) на МКФ в Барселоне (1985г). 



© 2007-–2018 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.