Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

https://remont-touareg.ru цены на кузовной ремонт volkswagen фольксваген touareg. Самая актуальная информация магазин ас-спорт здесь.

Упрощая конфликты

В библиотекарше Елочкиной нет ничего необычного. Невысокая, худенькая, простенькая женщина, которой пошел уже пятый десяток. В жизни с ней всякое бывало: нелегкий труд,  тысячи обязанностей, неудачная любовь. У нее усталое, будто стертое лицо, ломкий, чуть надтреснутый голос. Есть в ней что-то по-детски наивное, откровенное до беззащитности. Но при всей  житейской незащищенности есть в ней  и скрытая энергия, та духовная неуступчивость, которая помогает хранить верность своим убеждениям, идеалам.

Ни в чем и нигде не шла Елочкина против своей совести. Часто потом сокрушалась, проклинала свой характер, но завтра снова поступала так же.

Елочкина в исполнении  А. Фрейндлих — центр спектакля «Пятый десяток», поставленного И.Владимировым  на сцене Театра имени Ленсовета. Автор пьесы А.Белинский, ленинградский режиссер, дебютирующий этой пьесой как драматург, умеет подметить в жизни интересную деталь, яркий штрих в характере человека.

Он знакомит зрителей и с дочерью Елочкиной — студенткой Асей, будущей актрисой, приехавшей к матери из Москвы на каникулы. С подругой Елочкиной — эстрадной певицей, местной знаменитостью. С сотрудницей управления культуры. С соседом — старым школьным учителем. С командированным из Москвы ихтиологом. Со столичным лектором, перехватившим у ихтиолога номер в гостинице. С читателями библиотеки. Мир спектакля не замыкается семейными рамками, уловлено взаимопроникновение личного и общественного начал в жизни героев. Мотивы поведения действующих лиц ясны. Все как будто бы узнаваемо, знакомо, достоверно. Однако спектакль оставляет странное чувство неудовлетворенности.

Дело, разумеется, не просто в том, что объектом внимания драматурга стали только неблагополучные судьбы. Елочкина одна воспитывает дочь, заработка в библиотеке не хватает, приходится еще брать заказы на шитье. Певица тоже одинока, работу свою давно разлюбила, относится к ней с известным юмором и ждет не дождется пенсии. У старого учителя умерла жена, и горе его хоть тихо, но безутешно. Лихорадочно ловит свое женское счастье и модница из управления культуры Евгения Юрьевна. Не сложилась жизнь и у московского ихтиолога, человека замкнутого, чуть-чуть загадочного. Вот только Ася, хоть и влюблена безответно в какого-то столичного кумира сцены и экрана, хоть и кокетничает отчаянно и тщетно с ихтиологом, но зато любима хорошим парнем, другом своего детства.

Автор назвал свое произведение «почти комедия». В нем много острот, есть забавные ситуации. Но в целом сценический рассказ получился не очень веселым. А главное неглубоким.

Елочкина отказалась нарушить библиотечное правило — выдать подшивку газет в гостиницу приехавшему лектору. За это ей грозят неприятности. Отчет о работе библиотеки в управлении культуры будут рассматривать теперь со всей строгостью (ей это обещает влюбленная в лектора Евгения Юрьевна). Елочкина переживает. И на фоне этих переживаний развертываются ее отношения с приехавшим ихтиологом, которому не нашлось в гостинице места и добрая женщина уступила ему одно из своих двух комнат.

Все это вполне правдоподобно. Но и только. Неясно — зачем об этом нам рассказывает драматург. В произведении, по существу, нет действия ни внешнего, ни внутреннего, приводящего к определенному результату. Ради чего же показаны все эти люди, чьи судьбы сложились так неудачно? В чем жизненный и философский смысл пьесы? Ведь нельзя же всерьез рассматривать пришедшую к Елочкиной на пятом десятке любовь, как этакую награду за честную службу и хорошее поведение?

Театр пытается подняться над пьесой, стремится привнести в нее свои размышления о жизни, о судьбах, с большей степенью психологической правды передать особенности характеров, взаимоотношений действующих лиц.

В творчестве А.Фрейндлих есть тема, едва ли не ведущая — величия и красоты простой женщины. И в этом спектакле за внешней неприметностью озабоченной библиотекарши актриса раскрывает человека незаурядного, с богатой и щедрой душой.

Обаянием тонкого лиризма  проникнута сцена беседы Елочкиной и ихтиолога Игоря Николаевича на дне рождения. Игорь Николаевич в исполнении Л.Дьячкова улыбчив и молчалив, как бывают молчаливы и улыбчивы сильные и мудрые люди. Мы понимаем — он еще верит в возможность изменить свою одинокую жизнь.

Самоирония — своеобразная защитная броня стареющей певицы Ксении Ивановны в исполнении В.Улик. Ее Ксения Ивановна все время чуть-чуть подтрунивает над собой, чуть-чуть играет саму себя, играет все, что ждут окружающие от эстрадной примадонны — общительность, легкую вульгарность, житейский цинизм. Играет себя — веселую, удачливую, и тем как-то спасается от одиночества.

Боле однозначны другие персонажи. В несколько гротесковой стихии строит образ лектора Маринина Б. Улитин. Он разоблачает в нем легкомысленного любителя шумного успеха. В остром внешнем рисунке играет и Г. Мочалова, выплескивая на каждом шагу мелкую завистливую сущность своей Евгении Юрьевны. Избалованной, внутренне жестковатой предстает Ася у актрисы Н. Карпеченко.

Спектакль, вроде бы противопоставляет поэзию, нравственную одухотворенность приземленности, прозаичности, житейскому расчету. Но, рассказывая о разного рода событиях — о недоразумениях и радостях в жизни этих людей, драматург не вышел за рамки иллюстрации. Не заставил размышлять зрителей. Такова жизнь, как бы говорит он. И что из этого следует? Только одно: своим внутренним отличием от остальных, своей яркой индивидуальностью Елочкина привлекла симпатию Игоря Николаевича, добилась того, что в конце концов полюбил этот хороший человек. А все остальные как жили сами по себе, плохо ли, хорошо ли, так и остались. И никто и ничто не помогло им лучше разобраться ни в самих себе, ни в окружающей жизни.

Мы познакомились с Елочкиной в талантливом исполнении А. Фрейндлих — узнали, что живет на свете хороший человек. Познакомились с дебютом драматурга А. Белинского, поняли: первой его пьесе еще явно не хватает глубинных связей с реальными проблемами жизни.

 

автор Л. Лебеденко

"Ленинградская правда" 13 мая 1977 г.



© 2007-2024 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.