Подробное описание дизайн коммерческих помещений у нас.
У нас в гостях Алиса Фрейндлих
Нам навстречу вышла женщина, одетая очень обыкновенно, даже стандартно: сапоги-чулки, синий мешковатый костюм, поцарапанные бутафорские серьги в ушах. Она еще вся — Филаретова, действующее лицо спектакля "Спешите делать добро" по пьесе М. Рощина, и будет ею до конца этого вечера; правильная тусклая Филаретова, уверенная в безукоризненности каждого своего слова и поступка. Женщина села у столика в театральной гримерке и заговорила с нами: после пролога у нее было полчаса свободных до следующего выхода на сцену. И в ее торопливой, отрывистой речи было столько обаяния и полного доверия к собеседнику и такой удивительной зеленью вспыхивали ее глаза, что маска Филаретовой как бы сползла с нее и проявилось вдохновенное лицо актрисы. И перед нами сидела уже она — Алиса Фрейндлих.
- Откровенно говоря, я не люблю давать интервью. Это слишком упрощенная форма общения. Если бы я была журналистом, то писала бы только очерк об актере, творческий портрет его. И познавала бы его творчество: ходила бы на все его спектакли, пыталась бы понять его душу через героев, в которых он эту душу вкладывает. А у нас слишком любят раскрыть "актерскую кухню". Задают вопросы, как я работаю над ролью, как готовлюсь к ней. А если это моя тайна? Зритель и актер, по-моему, должны общаться только через рампу. Потому что недаром говорят: тайна творчества. Тайна! В ней — притягательность любого искусства: музыки, поэзии, театра.
И все-таки Алиса Фрейндлих согласилась встретиться с нами именно для того, чтобы дать интервью читателям "Кировца". Мы попросили ее просто высказать мнение о некоторых работах театра имени Ленсовета, где играет актриса, о фильмах, в которых ей приходилось сниматься.
- Алиса Бруновна, уже по тому, что вам не раз приходилось выступать перед кировцами в их рабочем Дворце культуры имени И.Газа, вы поняли, наверное, что в объединении много истинных любителей театрального искусства. И в театре имени Ленсовета кировцы — частые гости. Они видели вас в самых разных ролях. Но не все зрители знают, что есть роль, написанная драматургом А.Белинским специально для вас, — эта роль Екатерины Елочкиной, главной героини спектакля "Пятый десяток". Скажите, а как вы относитесь к этому образу?
- С искренней симпатией. Меня привлекают в Екатерине Александровне прежде всего большая человеческая чистота, душевная щедрость, доброта. К сожалению, сейчас эти качества встречаются гораздо реже, чем хотелось бы. А людям, которые обладают ими, они скорее затрудняют жизнь, чем облегчают ее. Как актрисе мне интересна судьба Екатерины Александровны: она долго была одинока, настоящая любовь пришла к ней незаслуженно поздно. Мне же по-особенному дорога тема женского одиночества. Многие мои героини, по существу, одиноки, хотя и окружены людьми. Например, у Раневской в "Вишневом саду" Чехова есть и дочь, и приятели, и поклонники, а разве она не одинока?
- Раз уж мы заговорили о Раневской: в двух постановках "Вишневого сада" — на сценах театра имени Ленсовета (режиссеров И.Владимиров) и московского "Современника" (режиссер Г.Волчек) — роль Раневской с этого сезона исполняет одна и та же актриса — вы. Какая из постановок вам кажется интереснее?
- Так получилось, что с "Современнике" актриса, исполнявшая роль Раневской, покинула театр, и пригласили меня. Я согласилась: такой творческий эксперимент был мне интересен. Не вдаваясь в подробности, я бы сказала так: если в нашем театре спектакль грешит легкомыслием, то в "современнике" — излишне драматизирован. Истина, вероятно, где-то посредине.
- А вам никогда не хотелось попробовать себя в режиссуре?
- Нет, никогда не думала об этом. Мне нравится моя профессия.
- Кто ваш любимый драматург?
- Александр Володин. Меня давно привлекают женские характеры, созданные им. Но на сцене пока я встретилась с его драматургией только в одном спектакле — "Дульсинея Тобосская". Однако не теряю надежды.
- Недавно большой "ажиотаж" и у зрителей, и в печати вызвал телефильм "Д'Артаньян и три мушкетера", где вы снялись в одной из главных ролей. Отзывы были самые противоречивые, в некоторых газетах даже резко отрицательные. Хотелось бы услышать ваше мнение об этом фильме.
- Мне трудно судить о нем в целом: я видела лишь вторую серию. Согласилась я участвовать в нем потому, что очень люблю мюзикл. Пела с удовольствием: музыка Максима Дунаевского к фильму очаровательна. А что касается критики, — стоит ли подходить так серьезно к бедным мушкетерам? Постановка эта, включая зарубежные, тридцатая, и ее нельзя даже рассматривать как буквальную экранизацию романа Дюма — просто мюзикл по мотивам. Веселый, приятный.
- А вообще вы снимаетесь в кино гораздо реже, чем это хотелось бы зрителю. Чем это вызвано?
- Прежде всего — не так уж часто предлагают действительно интересные роли. А если роль мне нравится и я принимаю предложение сниматься, то это, как правило, влечет за собой конфликтную ситуацию в театре. Ведь съемки требуют дополнительных затрат времени, а построить репертуар так, чтобы мне было удобно, администрация не всегда в состоянии. Кому-то приходится уступать. Так мне пришлось отказаться от роли генеральши в "Неоконченной пьесе для механического пианино" (в фильме ее исполнила А. Шуранова). Режиссер фильма Никита Михалков требовал для съемок два месяца, а театру предстояли гастроли.
- Какие театральные постановки, кинофильмы, созданные за последнее время, произвели на вас наиболее сильное впечатление?
- Мне очень редко удается быть просто зрителем. Из работ кинематографистов выделила бы "Осенний марафон" по сценарию Володина. А в театре — постановки пьес "Васса Железнова" и "Взрослая дочь молодого человека" режиссером Анатолием Васильевым в Драматическом театре имени Станиславского в Москве.
- И последний вопрос: как вы относитесь к своей популярности?
- Неоднозначно. Иногда очень хочется спрятаться. Особенно после напряженного спектакля, когда у служебного входа поджидают поклонницы. Я благодарна настоящим зрителям, но они-то у подъезда не ловят. А здесь — кажется, что это один и тот же многоликий человек, азартно выясняющий: с кем? куда? зачем? И от этого же многоликого человека приходят совершенно одинаковые письма: "Здравствуйте, я понимаю, что вам очень много пишут, но надеюсь, что на мое письмо вы ответите. Как стать актрисой?". Очень часто после первого письма приходит второе: "Почему вы не отвечаете, зазнались?". Но ведь всем не ответишь. В письмах я ценю свежую, необычную оценку спектакля, доброжелательные советы. То есть прежде всего — интересную личность неизвестного мне собеседника.
- Бывают и трогательные послания. Например, под новый год я получила посылку от старушки — там были жженый сахар от кашля, малиновое варенье от простуды, домашняя наливка. Все это так заботливо упаковано, переложено тряпочками, чтобы не разбилось, не разлилось.
- Большое спасибо Вам, Алиса Бруновна, за беседу. От имени всех кировцев желаем вам творческих успехов, интересных ролей.
автор Е. Никольская
"Кировец" 10 апреля 1980 г.