Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

Электропорация аппарат купить аппарат для электропорации.

Театр Алисы Фрейндлих

Алиса Фрейндлих — актриса ленинградского театра имени Ленсовета, руководимого Игорем Петровичем Владимировым. Работает там много лет, переиграла массу ролей. Героини Шекспира и Достоевского. Шоу и Брехта., Арбузова и Дворецкого, рожденные талантом, обаянием и мастерством актрисы, в шестидесятые -семидесятые годы составили , как принято говорить, галерею разнообразных образов нашей сцены. Однако в применении к Фрейндлих хочется сказать не о галерее, предполагающей собрание пусть совершенных, но вполне законченных творений искусства, а о своеобразном театре Алисы Фрейндлих, объединяющем живые лица ее героинь. Тех, что в непрестанном движении, что продолжают свою жизнь — на сцене ли, на экране ли — все снова и снова. В их загадочном очаровании есть нечто незавершенное , что-то, предполагающее непременное продолжение после того, как падает занавес или гаснет экран.

Если в театр Ленсовета уже много лет ходят "на Фрейндлих", то с недавнего времени "на Фрейндлих" стали ходить и в кино. Она и там осталась театральной актрисой, фильмы сделались как бы продолжением ее сценических работ. Расширили диапазон, во много раз увеличили аудиторию, но перехода в новое качество не произошло. Жалеть об этом не стоит. Самый выбор ролей и фильмов — пока во всяком случае — говорит скорее о наверстывании упущенных на сцене возможностей, о том, что именно театра остается не только главной, но единственной формой выражения для того неповторимого явления, что зовется искусством Алисы Фрейндлих.

Не будь фильма Э.Рязанова "Служебный роман"- никогда бы не играть Фрейндлих Калугину. Театральный репертуар даже самого загруженного актера не неизбежно ограничен. Всего не переиграешь, и иной раз самые любимые, самые нужные актеру роли проходят мимо — так складывается репертуар. Алиса Фрейндлих на сцене играет много и разнообразно. А вот недавно снялась вместе с И.Владимировым в "Старомодной комедии". В театре имени Ленсовета эта пьеса Арбузова идет, но ни Фрейндлих, ни Владимиров в ней не заняты.

 

Целый театр в один вечер

Алиса Фрейндлих — актриса широкого диапазона. Кажется, что ей подвластно все- любой жанр, любой сценический возраст и характер. В 66-м она вдруг сыграла в "Трехгрошовой опере" миссис Пичем. Не Полли, не Люси, которые, казалось бы, более подходили ей по возрасту, а старую, высохшую Селию Пичем, передвигающуюся по сцене странной угловатой походкой хозяйки делового предприятия. Во всем ее властном и приторно — строгом облике был намек на возраст, не более.

Сейчас, после двадцатилетнего пребывания на сцене, Алиса Фрейндлих продолжает играть молодую Катарину в "Укрощении строптивой". Играет ее со всем блеском своего непобедимого обаяния, юмора, молодого озорства, пластической выразительности. Спектакль в репертуаре с семидесятого года, актриса сыграла Катарину более 260-ти раз ,это не считая телевизионного варианта. И продолжает играть, всякий раз словно творя характер заново — стремительный, неудержимо живой. Вечер за вечером Фрейндлих выходит на сцену, то в роскошном туалете Раневской, то в прозодежде современного библиотекаря, которой пошел, увы, пятый десяток. Играет "Ковалеву из провинции", Марту из "Интервью в Буэнос-Айресе", "Дульсинею Тобосскую", проживая в каждом спектакле жизнь сложную и насыщенную жизнь, исполненную страстей, поисков, разочарований и надежд.

В спектакле "Люди и страсти", поставленном по произведения классиков немецкой драматургии от Гете до Брехта, у Фрейндлих три контрастные роли: порывистый и искренний юноша Уриэль Акоста и две европейские королевы в зрелом возрасте. Тут целый театр Алисы Фрейндлих — быстрая смена фактур ее персонажей впечатляет уже сама по себе. И ведь к сложным гримам актриса не прибегает, преображается мгновенно, за счет внутренней трансформации. А во второй части спектакля, в сценах из "кавказского мелового круга" у Фрейндлих есть короткий выход. "Очень старая супружеская чета"- так он обозначен в программке. Здесь она — маленькая шамкающая старушка со сморщенным, как печеное яблоко, личиком. А в промежутках между эпизодами Алиса Фрейндлих выходит в качестве ведущего этого необычного спектакля — концерта, чтобы стихи и песни на слова Гейне или Брехта исполнить, так сказать, от театра. От имени актрисы Фрейндлих. Поистине целый театр, представленный в один вечер.

 

Неподкупная трезвость

Пение Алисы Фрейндлих — область особая. Поющих актеров на драматической сцене немного. Актрис — и того меньше. Фрейндлих вовсе не певица, хотя и выпущены пластинки с исполненными ею песнями. Она драматическая актриса и не перестает ею быть и в пении. Пели и продолжают петь ее героини в разных спектаклях ( а после выхода "Служебного романа" можно добавить — и в фильмах), и не только в тех, чья драматургия обильно оснащена музыкой. Когда старая сутуловатая Селия Пичем своим хрипловатым голосом пела "Балладу о власти плоти", это было естественным продолжением ее сценической жизни. Выделенным, как и положено у Брехта, в специальный зонг, обращенный непосредственно в зал. Но все же это была она, миссис Пичем, достойная супруга главы фирмы "Друг нищего". Ее интонации, походка, повадки.

Когда строптивая и еще не укрощенная огненноволосая Катарина, в которую ,казалось, вселился дьявол, так она буянила, так весело и зло издевалась над женихами, брала в руки микрофон, чтобы исполнить на авансцене свой зонг о боге и черте, что сидят в каждом человеке, это был все тот же сценический образ , продолжающий жить в пении.

В "Эльдародо" А.Сколовой финальная сцена идет под песню . Песня грустная, лирическая, про "реку любви",которая "вдруг утихла, обмелела". Напетая А.Фрейндлих на стихи поэта Н.Старшинова ,она рождает на сцене особую атмосферу. "река любви, река любви., — много раз повторяет знакомый голос, — река любви нам песни пела..". Песня начинается тихо, идет аккомпанементом диалогу, но постепенно нарастает , и вот уже все на сцене подчинено ей. Ее слушают как завороженные. "и вдруг утихла, обмелела",- горько выговаривает , именно выговаривает актриса.

Есть в самом характере пения Фрейндлих брехтовское начало. Оно ясно слышится не только в зонгах "Трехгрошовой оперы" или спектакля "Люди и страсти", но и в любой другой пьесе, когда тексты для песен предлагаются иные. Всегда это пение драматической актрисы, для которой, в первую очередь, важен текст, смысл, а все остальное потом, Брехт полемически называл такую манеру пением вопреки вокалу, требуя от актера максимального донесения мысли. Секрет этого эффекта — упорная, не считающаяся с музыкой и ритмом, неподкупная трезвость.

 

Побеждены любовью

Снимается Фрейндлих давно. После нескольких малозаметных эпизодов в 1965 году она появилась, наконец, в небольшой роли. В фильме "Фро", поставленном Р. Эсадзе по рассказу А.Платонова, сыграла случайную подругу главной героини. Эпизоды взаимной исповеди двух молодых женщин сняты крупными планами. Лицо Фрейндлих ,так непохожее на условно- кинематографические стандарты, поразило своей достоверностью. Показалось лицом из прошлого, из довоенного времени — что-то неуловимое в характере лица, в способах его непростой экранной жизни говорило за это. Точно такое же ощущение возникало, когда на сцене актриса играла арбузовскую Таню. Что это было- идеальное совпадение или мастерство перевоплощения? Скорее и то и другое.

Шли годы. Играя на сцене Джульетту и Элизу Дулитл, лирических героинь А.Арбузова, современных деловых женщин в пьесах И.Дворецкого, с равным успехом выступая и в трагедии, и в лирической драме, и в бытовой комедии, и в музыкальных спектаклях, на экране она появлялась редко. Фильмы с Фрейндлих до недавнего времени можно было пересчитать по пальцам: "исполняющий обязанности", "Анна и Командор", "Всегда со мной", "Мелодии Верийского квартала", "Соломенная шляпка": До широкого успеха "Служебного романа",пожалуй, только в фильме "Анна и Командор" у Фрейндлих была центральная роль. Чаще — эпизоды. Есть среди них и блестяще исполненные, ставшие продолжением ее сценических работ. Прежде всего в лентах музыкальных.

В мюзикле П.Шенгелая "Мелодии Верийского квартала",где танцуют прачки и поют ломовые извозчики, а перенесенная на экран красочная жизнь старого Тифлиса подчинена веселой и радостной стихии музыкального представления, неожиданно появилась Алиса Фрейндлих. Она играет здесь госпожу Аквамаринскую, даму из танцкласса, который держит в Тифлисе итальянский маэстро. С грузинским актером Кахи Кавсадзе Фрейндлих составляет контрастную каскадную пару. Рослый, широкоплечий, вызывающе усатый танцевальный учитель и его весьма субтильная и церемонная помощница. По ходу фильма героиня Фрейндлих сбрасывала маску унылой чопорности, преображаясь в заразительно- веселом танце. И затем снова обретала заученно-привычное лицо строгой классной дамы.

В "Соломенной шляпке", новой телевизионной версии старого водевиля, предложенной режиссером Л. Квинихидзе, Алиса Фрейндлих сыграла баронессу Де Шампиньи. Вначале кажется странным видеть лицо актрисы непрестанно улыбающимся, с печатью светского легкомыслия и очаровательной наивности. Фрейндлих играет баронессу с полной серьезностью и откровенной ироничностью, найдя, как обычно, точную меру естественности в условно — водевильной роли. Эпизоды в салоне баронессы по комедийной легкости и мастерству едва ли не лучшие в большой двухсерийной картине.

Но и "Мелодии Верийского квартала" и "Соломенная шляпка"- все же эпизоды. Яркие, выразительные, но эпизоды. Костюмные роли театральной актрисы. А героини наших дней, из жизни на экран пришедшие? Но именно кино, тяготеющее к достоверности действия, подлинности фактур, сиюминутности, предложить такие роли Алисе Фрейндлих вовсе не спешило.

"Служебный роман" появился, когда актриса провела на сцене без малого 20 лет, сыграв десятки разнообразнейших ролей, когда имя Алисы Фрейндлих на кинематографической афише само по себе могло служить гарантией зрительского внимания. Пьеса Э.Брагинского и Э.Рязанова "Сослуживцы" обошла многие сцены страны. Но сценарий фильма "служебный роман" авторы писали в расчете на определенных актеров. Индивидуальность Фрейндлих учитывалась уже в первоначальном замысле. Один из предварительных вариантов названия фильма "Служебный роман" звучал так: "Сказка о руководящей Золушке". В фильме Э.Рязанова Фрейндлих сыграла неожиданное преображение в очаровательную женщину начальницы учреждения, по прозвищу Мымра, недвусмысленно охарактеризованной одним из актеров как "бесполое руководящее существо, которое довольно трудно назвать женщиной". Преображение это не мгновенное, происходит оно на глазах у зрителя, и до того, как меняются у Калугиной прическа и фасон платья непостижимым образом изменяется выражение лица, взгляд, появляется улыбка. И ее сослуживцы (а вместе с ними и мы, зрители) становятся свидетелями этой чудесной метаморфозы преображения любовью.

 

Почти комедия

Преображение любовью — тема, которую Фрейндлих играет часто и всегда, даже в комедийном варианте, с интонацией серьезной и радостной. Катарина и Дульсинея, Элиза Дулитл и арбузовская Таня — все побеждены любовью. Расстаются с прошлым, с привычной жизненной стезей, обретая новую. Не избежала такой участи и современная деловая женщина. В пьесе А.Белинского "Пятый десяток" Фрейндлих играет Екатерину Александровну Елочкину, заведующую районной библиотекой в маленьком ,как сказано в пьесе, "даже очень маленьком городе".

К слову сказать, какими точными штрихами актриса всегда очерчивает профессии своих героинь. Женщина — судья. Инженер. Библиотекарь. Каждая — на своем месте. Глядя на сцену, про каждую можно рассказать немало. В театре (как и в кино, впрочем) мелочей не бывает. Важно все — и ритм сценической жизни персонажа, и как он ходит, и во что одет, и манера речи.

Профессиональные приметы Фрейндлиховских героинь наблюдены всегда точно.

Жанровое обозначение спектакля "Пятый десяток"- "почти комедия". Это "почти"- нелишне, во всяком случае ,для самой актрисы. "Почти комедией" был для нее и "Служебный роман", и многие другие работы, на материале условно- комедийном сделанные , но дающие ,однако, повод для серьезных жизненных размышлений. Фрейндлих — актриса многообразная, и свобода жанровых совмещений присуща ее созданиям, почти непременно в лирической драме у актрисы обязательно есть в роли и комедийные моменты. Если же она играет комедию, то, как правило, с элементами драматизма. Какими бы контрастными ни казались ее героини, это все же ее героини. И лирика в них нередко соседствует с комедийностью. Почти комедия — это ее жанр. И героиня Фрейндлих вызывает не только симпатию и понимание, но и обязательно сострадание, а то и боль нешуточную. И самая нехитрая комедийная ситуация наполняется смыслом и подкупающей человечностью.

Итак, Екатерина Александровна в "Пятом десятке". В начале у нее — скучный деловой вид. Она в халате и в беретике. Кругом, до самого верха театрального интерьера сплошь полки с книгами. Места в библиотеке не хватает. Вероятно, от пыли, оседающей на книги, Елочкина слегка покашливает — это профессиональное. Перевязанная старой шалью — радикулит замучил. Речь иногда быстрая, иной раз запинающаяся, подбирает слова. Впечатление, что они обгоняют смысл или, напротив, запаздывают. Впрочем, ничего подчеркнутого в героине Фрейндлих нет. Таких принято называть скромными тружениками, не очень вникая в то, что же это все-таки означает. Применительно к героине Фрейндлих значат эти привычные слова неизмеримо много. Она играет не просто человека, честно и хорошо делающего свое дело . ее Екатерина Александровна- подвижница. Человек убежденный, прекрасной души. Ее лицо, в задумчивости запрокинутое в зал, высвечивается, как на крупном плане кинокадра, оставляя актрису со зрителем наедине. Многоговорящее лицо, выхваченное из деловых ритмов в остановленном на мгновение движении. И снова — преображение любовью. Только совсем в ином роде.

В финале она остается на сцене одна. Сидит за столом растерянная, обхватив голову руками. Встала. Охнула, вспомнив про шаль, которой обвязана. Выслушав незадолго до того признание, так ее поразившее (хотя мы-то, зрители, давно догадывались, что кончится именно этим), она и не сообразила, что одета не по обстоятельствам. Сейчас вот вспомнила и смутилась. Постояла в растерянности, улыбнулась про себя. И принялась за дело: из рюкзака ,лежащего на полу, стала доставать книги — результата утренних своих хождений по квартирам задолжников. Снова надела халат, влезла на лестницу. И совсем уже перед тем, как закрыться занавесу, а Елочкиной остаться наедине со своими сомнениями, заботами и радостями, вдруг наморщила нос, но не заплакала, нет, а громко чихнула.

Театр Алисы Фрейндлих объединяет разные лица. Десятки характеров на все вкусы — различные по темпераменту, возрасту, социальному облику. Сыгранные на сцене, в кино и на телевидении. Но это все театр, достойный своего имени, театр, имеющий постоянное лицо. Он отдельный от всех, театр Алисы Фрейндлих.

 

журнал "Театральная жизнь" № 8 — 1979 г.


 



© 2007-2024 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.