Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

معرفی پوکر آنلاین سایت پوکر پولی با پول واقعی ریور پوکر

Судьба Гелены

     Как мажорно начинается этот спектакль! Большой зал московской консерватории, волшебные звуки Шопена, сияние огней, радостное ожидание... и вот встретились двое — он и она. Взглянули друг на друга, сказали несколько слов и какая-то ниточка вдруг повязала обоих.
     Впрочем, в самом начале нет еще ничего значительного. Важно, что произойдет потом. Важны последствия встречи, ибо именно они составляют все многообразие драматургии, поскольку она отображает жизнь.
В спектакле Театра имени Ленсовета "варшавская мелодия" Л.Зорина (постановка И.Владимирова) эта встреча двоих обернулась трагедией для одной Гелены.
     Роль Гелены исполняет Алиса Фрейндлих. Первое, что обращает на себя внимание в этой работе — удивительная простота, такая свобода и непринужденность, такая естественность сценического поведения, что создается иллюзия, будто актриса вовсе не заботится: ни о своей внешности, ни о мизансценах — все получается само собой.
     Роль Гелены написана так, что с первого появления на сцене Гелена как будто завораживает своею мягкостью, остроумием, непринужденным кокетством — всем тем, что составляет непобедимое очарование истинной женственности. Казалось бы, какая благодать, какая редкая возможность для актрисы, особенно такой, как Алиса Фрейндлих, владеющей секретом быть на сцене обворожительной и неотразимой! Но, как ни странно, именно в первых сценах актриса не спешит обнаружить свое обаяние. Она, скорее, даже резковата, жестковата, насмешлива. Не пленительная женщина, а этакая заноза- колючка. Но, правда, умна, находчива, занимательна — этого у нее не отнимешь. Очень осторожно, постепенно рассказывает актриса о своей героине, открывая грань за гранью богатства этой натуры. Невозможно объяснить, как это получается у Фрейндлих, но от сцены к сцене, разрыв между которыми секунда- две, ее Гелена изменяется, преображается, словно разгорается у нее внутри какое-то колдовское пламя, озаряющее все ее существо и в конце концов предстает она прекрасной, редкостной женщиной.
     Гелена-Фрейндлих — человек исключительно цельный и серьезный. Маленькая, хрупкая, она несет на себе страшный груз прошлого — ужас лет, прожитых под игом фашизма в не проходящем страхе за жизнь свою и близких, в неотступном соседстве со смертью, оттого так настороженно глядят на мир, на людей ее огромные глаза! Оттого ощущается в ней такая звенящая, словно на слух ощутимая требовательность к себе и к окружающим.
     "Я думала, у нас будет такой легкий, приятный роман",- говорит в одной из сцен Гелена. Но в устах героини Фрейндлих это звучит как совершенная невозможность. В том-то и особенность человеческой индивидуальности, которую представила актриса, что она абсолютно неспособна к отношениям приятным и безответственным.
     Прошло десять лет. Мы видим Гелену в Варшаве. Познав успех и признание, она приобрела внутреннюю значительность, стала чуть загадочной и от этого еще более прелестной. Она является на свидание к Виктору — вся словно бы в озарении. В ней ликует счастье. Десять лет она надеялась, хотя разум твердил: надеяться не на что. Десять лет ждала, хотя почти точно знала: ждать незачем. И вот Виктор здесь, рядом! Сбылось невозможное! Для Гелены — это как рок! Все остальное не имеет теперь никакого значения. Но, оказывается для Виктора (А.Семенов) все обстоит совсем не так. Он даже пугается напора и силы чувств Гелены. Покойное благополучие ему желаннее. Он не хочет и не может рисковать. Это открытие для Гелены-Фрейндлих — страшно. Словно от удара старается она спрятать лицо от слов Виктора. "Больше ни слова! Больше ни слова!".
     Прошло еще десять лет. И снова встреча с Геленой-Фрейндлих. Она уже артистка с мировым именем то, что называется "умопомрачительная женщина". Такая плавная музыкальность, завершенность облика, такая уверенная небрежность манер, легкая усталость в умных, все понимающих глазах: Алиса Фрейндлих сыграла не только судьбу женщины, но и судьбу художника. Ее Гелена — большая артистка, талантливая, преданная искусству. Три раза в спектакле поет Гелена — Фрейндлих свою песенку, и все три раза она звучит по-разному. Ученически — формально, с выпеванием нот — в первый раз, свободно, мастерски, лихо — во второй, и удивительно глубоко и проникновенно с огромным затаенным смыслом — в третий. И понятными становятся слова Гелены: "А хорошая певица — это ведь не только голос". Да, то, что не дала любовь, возместило творчество. Трагедия женщины обогатило искусство, сделала его глубже, насыщеннее, полнее.
     Но точки в повествовании о судьбе Гели тем не менее все еще нет. Кончается спектакль, но остаются вопросы — о жизни, о любви, об ответственности за счастье близких нам людей. Десятки вопросов, размышлений, воспоминаний: Не в том ли, чтобы будить воспоминания и размышления, состоит призвание артиста?

 

"Театральная жизнь" № 3 — 1968 г. 



© 2007-2020 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.