Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

Смена лет, закаты и восходы…

В Петербурге Алису любят по обе стороны Фонтанки.
С тех пор как Алиса Фрейндлих "перешла Фонтанку" и превратилась из примадонны театра Ленсовета в одну из двадцати звезд первой величины товстоноговской труппы, из той самой Фонтанки немало воды утекло. Прошло больше десяти лет. Время залечило раны, хотя, наверное, не все.
Пару лет назад, придя на юбилей своего бывшего театра, где были сыграны и Джульетта, и Таня, и Катарина, и Дульсинея, и Раневская, — то есть прошла полноценная актерская жизнь, — Алиса просидела весь вечер во втором ряду партера, словно простой зритель. А когда кто-то в финале догадался вытащить ее на сцену, ноги у нее подкосились, и Алиса, зарыдав, стала эту сцену целовать.
И все же в большом драматическом театре она давно уже не чужая. И никто не вспоминает даже, что она "пришелец", "человек со стороны". Случился у нее недавно юбилей, и коллеги еще раз доказали Алисе свою любовь — устроили ей такой дивный, теплый, торжественный и одновременно домашний вечер, что ей снова пришлось проливать слезы — на сей раз от счастья. На парадной лестнице ее встречал импровизированный оркестр во главе с Владиславом Стржельчиком, игравшим на ударных. Звучали песни в ее исполнении. Кирилл Лавров читал стихи собственного сочинения. А кто-то из бизнесменов подарил даже опытную партию конфет "Алиса", выпущенных специально ко дню рождения любимой артистки. Дочка, Варя, правда, несколько подзадержалась с подарком, но через несколько дней все же подарила маме внучку Аню (вдобавок к уже имеющемуся и даже начавшему свою кинематографическую карьеру маленькому Никите).
В Петербурге Алису любят все — не только по обе стороны Фонтанки, но и на других островах. Любят на "Ленфильме", где снимают при любом удобном случае (правда, не снимали давненько, и своего "Золотого Овна" актриса получила за московские "Подмосковные вечера").
Любят и на телевидении, хотя там крутят в основном старые записи спектаклей и песни. На радио Алиса тоже желанный гость, но новых работ ее что-то не слышно. Один лишь Юлиан Панич сумел заманить обладательницу изумительного, неповторимого голоса — который ни с каким другим не спутаешь, разве что найдешь в нем отзвуки бабановского "Янтаря с трещинкой"- в свой спектакль, что недавно прозвучал по радио "Свобода". Не часто звучит этот голос с концертной эстрады, но когда в городской афише появляется строка: "Стихи Марины Цветаевой читает Алиса Фрейндлих", это всегда праздник. Из всего богатства русской поэзии актриса выбрала для себя самое — самое близкое, созвучное. И читает стихи так, словно письма-исповеди, открывая на дне женской души непостижимые силы — великодушие, терпение, веру. Многие замечательные актрисы хорошо читают стихи Цветаевой, но ни одна не раскрывается в них сама, как Фрейндлих. "Мне ж — призвание как плеть — меж стенания надгробного долг повелевает — петь".
В цветаевской поэзии, в театральных (гораздо реже — в кино) ролях воплощает она свое призвание. Раньше еще и в песнях звучала эта женская исповедь. Сейчас Алиса поет редко, связки подводят — курит слишком много. И хоть спето ею немало — с самого первого громкого спектакля еще в театре Комиссаржевской "Время любить" до "У природы нет плохой погоды" из рязановского фильма, — но явно недопето. Потому что даже простенькая незатейливая песенка мудреет и наполняется неким новым смыслом от этого голоса, от этих летучих, истаивающих кружевных интонаций.
В Большом Драматическом театре Алиса Фрейндлих не потерялась, он не стал для нее зазеркальем. Сначала помог Товстоногов, деликатно, тактично (Алиса сравнивает его с садовником, который не спешно взращивал свой сад) ввел ее в труппу. Сперва чуть не заставил дебютировать эпизодом в "Смерти Тарелкина", потом не стал "стрелять из пушки по воробьям". Дебютировала Фрейндлих все равно неожиданно-негаданно: уже подходила к концу работа над володинской "Блондинкой", а главная героиня все не находилась, одну за другой менял режиссер центральных исполнительниц. Алиса стала спасительницей для спектакля, нуждавшегося в кипуче-деятельной Блондинке. Той энергии, которая всегда была в актрисе, и не доставало Товстоногову и Володину в гораздо более юных актрисах.
Конечно, Алиса рассказывала о них, о девочках 80-х, но и тут не ушла от исповедальных нот (впрочем, даже в самых гротесковых ролях, играя Анну Австрийскую или Огудалову в "Жестоком романсе". Она все равно не может удержаться от лирических отступлений, словно поэт, весь мир, все чужие судьбы пропускающий через себя). Так было и в других спектаклях БДТ. Особенно в последней крупной роли — Леди Мильфорд в спектакле "Коварство и любовь", где впервые встретилась с режиссером Темуром Чхеидзе.
Что могла взволновать ее, познавшую любовь и разочарования, надежду и предательство, в героине Шиллера? Здесь опять мог стать преградой возрастной барьер. Но актриса нашла точный ракурс: она играет позднюю, может быть, последнюю любовь. Именно поэтому — всепоглощающую, слепую, заставляющую забыть об опыте и осторожности. И безупречно попадает в тональность режиссера, для которого стиль не менее важен, чем человеческая наполненность образа.
Первая встреча предопределила вторую — сейчас Алиса Фрейндлих репетирует роль леди Макбет в спектакле, который ставит на сцене БДТ Темур Чхеидзе. Надо полагать, что после премьеры мы узнаем нечто новое об актрисе, и о ее героине.



© 2007-–2018 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.