Счастливы вместе
Для Фрейндлих и Басилашвили поставили третий бенефисный спектакль
БДТ имени Товстоногова на время уезжает из своего исторического здания на Фонтанке — близится давно обещанный капитальный ремонт. Но прежде чем опустить занавес, здесь сыграли премьерный спектакль «Лето одного года». За столь скромным названием скрывается хорошо известная пьеса Эрнеста Томпсона «На Золотом озере», которая когда-то уже шла в Петербурге.
На большой сцене, столько видавшей за девяносто с лишним лет, появился тихий, камерный спектакль. Режиссер Андрей Прикотенко поставил его без лишнего пафоса. На этот раз из оголтелого совратителя классики (см. «Эдип-царь», «Антигону» в Театре на Литейном и другие остро-пряные интерпретации) Прикотенко превратился в уравновешенного и вдумчивого соавтора.
Правда, не удалось ему избежать компьютерной декорации: на стены белой коробки проецируются изображения. Но такова мода, и ее режиссер (совместно с художниками Петром Окуневым и Ольгой Шаишмелашвили) удачно подчиняет общему замыслу — главный герой, погруженный в воспоминания, видит прошлое через рисунки своей дочери, с которой так давно и болезненно разорваны отношения. Цветные пейзажи, портреты и вид на таинственное Золотое озеро время от времени возникают на заднике сцены (и, соответственно, в воображении героя). Олег Басилашвили играет умирание и воскрешение. Причем первой мизансцене спектакля может позавидовать любой режиссер. Старик сидит на стуле в центре сцены как прикованный. То ли не хочет, то ли не может встать. Кажется, что проходит не меньше часа этой каторги сидения. Виртуозное ничегонеделанье на сцене, насыщенное содержанием — вот что такое игра Басилашвили в первом акте. Наконец, Норман встает, нехотя семенит, едва отрывая ноги от пола, — грузный и мрачный старик, — уходит и тут же возвращается в панике. Эмоции рассчитаны как по нотам. Актер снова, как и недавно в роли князя Гаврилы в «Дядюшкином сне», находится в отличной творческой форме. Опыт, точность, юмор укомплектованы в образе мизантропа и старого ребенка.
Когда появляется жена Этель (Алиса Фрейндлих), то статика уравновешивается динамикой. Жена хлопочет вокруг, обустраивая дачное житье. Дуэт построен на контрасте двух характеров и ритмов, но вместе они — сложная музыка согласия и понимания, для которых не нужны слова. В третий раз Фрейндлих и Басилашвили — партнеры в бенефисных спектаклях БДТ (до «Золотого озера» — «Калифорнийская сюита» и «Дядюшкин сон»). Фрейндлих здесь, как и прежде, воплощение женской преданности, верности и самоотречения. Ее Этель как будто фон для страданий Нормана. Но ясно, что без нее и ее каждодневного оптимизма ему не выбраться из душевного тупика.
Старик окончательно возвращается к жизни после приезда дочери (Варвара Владимирова) с мужем (Василий Реутов) и знакомства с подростком Биллом (Андрей Хржановский) — оказывается, именно этого вектора в будущее герою тоже не хватало. Наблюдая, как старик бодро отправляется на рыбалку, как оживает, примирившись с дочерью, как настраивается на контакт с, казалось бы, утраченным миром, можно подумать, что спектакль в каком-то смысле — реклама семейных ценностей. Сентиментальная история об обретении счастья, сыгранная звездными актерами, вселяет радость в тех, кто молод и стар, кто состоялся или нет, кто всего достиг, но все равно поражен кризисом безверия и отчаяния. Апатия, усталость, тоска, сожаление о прожитом и растраченном, ужас, связанный с непобедимой физиологией (пошел за земляникой, забыл дорогу, по которой ходил сорок лет) излечимы. Профессор Норман Тэйер находит свою дорогу, как находил ее и профессор Исаак Борк у Бергмана, в снах тоже забредший на земляничную поляну. Индейские песни, что распевают члены этого заново выстроенного клана, маршируя дружным маленьким племенем, напоследок напоминают о спасительном детстве. Оно рядом до конца, и именно оно придает силы.
Елена ГОРФУНКЕЛЬ, 1 марта 2011 года
Журнал "Театрал" № 3 (81) Март 2011