Разговор со зрителем
Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих вспоминает: когда ей было всего четыре года, привели ее в оперную студию консерватории. Прослушав "Евгения Онегина" и "Корневильские колокола", она с удовольствие напевала потом дома понравившиеся ей мелодии... Вот так, с ранних лет театр вошел в ее жизнь, определил судьбу.
Сегодня Алиса Фрейндлих — ведущая актриса ленинградского академического театра драмы имени Ленсовета.
-Алиса Бруновна, чем, по-вашему, интересен театр для современного зрителя?
- Думаю, что прежде всего возможностью искреннего, непосредственного диалога о значительных жизненных и человеческих проблемах. Стремительный темп и изменившийся уклад жизни рождают в людях потребность остановиться и поразмышлять, что есть жизнь и кто есть я в ней. И хороший, умный спектакль, мне кажется, позволяет сделать это с довольно большой полнотой.
- Что перед предстоящим спектаклем пробуждает в вас творческий настрой?
- Больше всего — сама роль. И особенно — если она — любимая. Она вызывает ощущение необходимости новой с ней встречи, дальнейшего сценического поиска. И тогда в день спектакля уже с самого утра испытываешь непременное желание играть, переживаешь в себе то, что позже произойдет на сцене. А если спектакль по каким-то причинам заменяют и я в другом занята, знаю, что сыграю уже не так хорошо. Большое значение для эмоционального состояния имеет зрительская реакция, сопереживание в зале.
- Не могли бы вы рассказать нам о том, как создаются образы, которыми вы радуете нас?
-В работе над ролью, в постижении характера эпохи мне помогают музыка, живопись, литература. Помню, как, занятая поисками "красок" для образа Марии-Антуанетты в спектакле нашего театра "Люди и страсти", я обращалась к роману Стефана Цвейга "Мария Стюарт". Хотя это другая эпоха и другая героиня, их обеих роднит одно психологическое состояние — обе королевы идут на казнь. У Цвейга и нашла "ключик" к образу — Мария Стюарт превращает последние часы своей жизни в ритуал, тщательно, словно на бал, приводит в порядок свой туалет. Так же поступает и моя героиня.
- В постижении характера современной героини много дает мне проза Ю. Трифонова, В. Астафьева, В. Распутина.
- Вы как-то сказали, что если бы прожили три жизни, то стали бы драматической актрисой, певицей и балериной. Кажется, вам удается жить двумя жизнями — актрисы и певицы.
-Нет, певицей я себя не считаю, скорее — поющей актрисой. Даже выступая в концертных залах на эстрадных вечерах, пою только то, что исполняла в спектаклях и кинофильмах, например, в "Варшавской мелодии", в "Служебном романе". И пластинка, которую выпустила фирма "Мелодия", включает именно такое исполнение. Что же касается балета — он остался в детстве, когда я школьницей посещала Дворец пионеров. Правда, сейчас мне это помогает в создании пластического рисунка ролей.
- Катарина в "Укрощении строптивой", Альдонса в "Дульсинее Тобосской", Любовь Георгиевна в последнем арбузовском спектакле "Нечаянный свидетель"- женщины сильного, волевого характера. Чувствуется, что вас привлекают такие роли.
- Сильная личность, слабая личность — это нечто застывшее, неизменное. Меня привлекает характер в развитии, становлении. Так называемая слабая, незащищенная женщина в чрезвычайных обстоятельствах показывает такую психологическую силу, такую нравственную глубину — откуда что берется! Такова, если помните, моя героиня в фильме "Служебный роман".
- Над чем сейчас работаете?
- Прочитала несколько киносценариев, которые мне предложили, но, к сожалению, ничего интересного не нашла. Очень хочется сыграть Иоанну в спектакле по одноименной пьесе Б.Шоу — эта постановка включена в планы театра.
автор С. Краюхин
"Известия" 12 октября 1982 г.