Гениальных примера писем для email рассылки mailer.by.
Признание
- Значит, вы идете сегодня смотреть Алису Фрейндлих?
Это говорится с той интонацией, с какой коренной ленинградец расспрашивает, побывали ли вы в Эрмитаже, Исаакиевском соборе, в Русском музее или Петродворце.
Счастливая сценическая судьба! Трудно, пожалуй, найти более удачное подтверждение истины, что в основе судьбы художника лежит его талант. Но в данном случае и сама жизнь щедро питала творчество. И это главное в повествовании о талантливой драматической актрисе, любимице города-героя Алисе Фрейндлих.
- Мне удивительно везло, — рассказывает она. — С детства, например, передо мной не стоял вопрос "кем быть?". Я знала, что буду в театре. И никто в этом не сомневался. Правда, я мечтала стать балериной, но:
- Сорок первый год?
- Да, началась война.
Лицо Алисы мрачнеет, по нему проходит тень тяжелых воспоминаний. Помолчав, она продолжает:
- Но все равно сбылось то, что было предопределено "свыше".
"Свыше"- это, во-первых, актерская семья. Отец, Бруно Фрейндлих,- народный артист республики, один из ведущих актеров Академического театра имени Пушкина. Мать тоже была актрисой. Тетя и дядя — певцы. Если вспомнить и бабушку, которая играла на скрипке, а за швейной машинкой напевала мелодичные песенки, нетрудно представить, что сам дом был для девочки театром. Алиса жила в стране чудес.
Первый увиденный спектакль — "Корневильские колокола", в котором участвовали тетя и дядя. На другой же день во дворе дебютировала сама трехлетняя Серполетта-Алиса с канканом и легкомысленными куплетами "Смотрите тут, смотрите там..."
-Мы жили на Исаакиевской площади, -продолжает Фрейндлих.-- с балкона виден сам Исаакий! Идешь от дома до школы — вокруг никогда не меркнущая красота, которая трогает так, что выступают слезы. Все пути вели меня к прекрасному. А значило — в театр. Повезло, что в школе был отличный драматический кружок, которым руководила замечательная актриса Мария Александровна Призван-Соколова. Десять ее питомцев поступили в театральный институт и, попав в руки другого талантливого педагога- Бориса Вольфовича Зона, стали признанными артистами ленинградский театров.
Автор трагедийной пьесы — героическая поэтесса Ленинграда Ольга Берггольц. Дни блокады. На сцене девочка-подросток Маша. В этой роли Алиса Фрейндлих с детской нежностью, подлинным драматизмом и удивительной достоверностью воспроизводит характер, продиктованный суровой войной. Откуда такое поражающее знание "предлагаемых обстоятельств"?
Фрейндлих поясняет:
- Когда трогался последний поезд с детишками из детского сада, мать выхватила меня за сарафан из окошка вагона. Остались в осаде. Ели студень из столярного клея, пили чай с собой. Жгли мебель. Мама ходила работать через весь город к Волкову кладбищу на завод. Но главная героиня- бабуля. Она регулировала еду. Поэтому никто из нас не умер от голода. Только осколком снаряда убило младшую тетю, мать крошечного Эдика. Когда в театре я получила роль Маши, я была подготовлена к ней. И эта роль останется на всю жизнь одной из самых дорогих и любимых. Позже ко мне пришла другая роль, такая же близкая по блокадным дням,- в пьесе Арбузова "Мой бедный Марат".
Жизнь и вправду создавала щедрый запас впечатлений. Разумеется, не только трагедийных. Первые роли мальчишек сыграны Алисой в театре еще студенткой. Пленяющий непосредственностью интеллигентный Гога и озорной беспризорник Котька из пьес "Человек с портфелем" и "Светите, звезды" принесли первый успех у публики. Молодой актрисе доставляло наслаждение повторить самое себя — в школе она была заводилой и сорванцом. Тем не менее по поведению ей неизменно ставили пятерку — награда за активное участие сразу в трех кружках, конечно же, театральных. А самое главное- за кукол, которые играли спектакль "По щучьему велению".
В комедийном спектакле "Время любить" актриса встретилась со своей ровесницей. В анекдотической, водевильной ситуации Алиса создает глубоко правдивый и чистый характер, привносит ею самой сочиненную психологическую новеллу, которая далеко перешагнула авторский замысел. Это обогащение роли было сразу замечено критикой, а для актрисы стало постоянным творческим методом в поисках оригинальных решений, в психологическом построении почти каждой новой роли.
Алиса знала: надо переступить через свой первый успех и через первую зрительскую любовь, чтобы прийти к себе настоящей. И тут мог выручить только собственный критический разум, вкус, образованность и высшая требовательность художника.
На сцене — неброская, угловатая, но вся светящаяся изнутри преданная любимым Таня. От этой на первый взгляд такой заурядной женщины ушел горячо любимый муж, а с ним, как ей казалось, ушел и смысл существования. Но в новой, самостоятельной жизни, в трудных испытаниях Таня словно рождается заново: в ней открываются способности, недюжинный характер; духовно обогащенной возвращается она к жизни.
Если вы спросите у Фрейндлих, какая из сыгранных ролей кажется ей наиболее трудной, услышите ответ:
- Таня. Эта роль настолько напряженна и на таком "нерве" от начала до конца, что подчас приходилось приберегать себя. До сих пор у меня страх перед этим спектаклем. Но все равно Таня остается для меня в числе самых дорогих героинь.
Калейдоскоп контрастных образов.
Фрейндлих поет, танцует, прибегает к легкой эксцентрике. Она как бы переосмысливает весь спектакль "Женский монастырь", заряжая его весельем, превращая в праздник. А завтра перед зрителями — сонная, равнодушная, надорванная жизнью, полупьяная и безобразная миссис Пичем из "Трехгрошовой оперы" Б.Брехта. Нравственная калека в драном боа из страусиных перьев.
Теперь в поисках новых ролей самое заманчивое для актрисы — их значительность и сложность, емкость общего замысла драматурга. Отлично сыграна Элиза Дулиттл, дитя лондонских окраин в "Пигмалионе" Б.Шоу. А утром ленинградские малыши заполняют театр, чтобы переживать вместе с Алисой за ее Малыша в веселой сказке "Малыш и Карлсон, который живет на крыше". Следующий спектакль — "Варшавская мелодия", где зрители еще раз услышат отзвук минувшей войны.
Последняя роль сезона — Даша в "Хождении по мукам" по трилогии А.Толстого. Фрейндлих не нарушая авторского замысла, по-своему смотрит на эту героиню романа, глубоко проникая в мироощущение воспитанной на высоких идеалах, подлинно интеллигентной русской женщины, оказавшейся в водовороте революции.
Любовь ленинградцев принадлежит зрелой, большой актрисе Фрейндлих. Такая любовь всерьез и надолго.
В заключение сама собой напрашивается тема "Актриса и зритель". Вот груда писем на ее имя в адрес Театра имени Ленсовета. Они трогают прямотой, восторженным признанием творчества и бескомпромиссностью! "После всего, что вы играли, вы не имеете права расходовать талант на мелочи!". Оказывается, талант актрисы уже не принадлежит ей одной, он — "общественное достояние", которым дорожит и даже распоряжается зритель. Из Средней Азии семиклассница пишет: "Несколько дней хожу под впечатлением Вашей Тани, которую слышала по радио". Пишет геолог: "Мне повезло. Перед экспедицией опять "зарядился"- был целых три дня в Ленинграде, бродил по всем закоулкам, а последний вечер провел в Вашем театре. В душе я чуток иронизирую над собой, записался в "фрейндлихоманы" — всегда смеялся над поклонниками артистов и артисток, но Вы! Утром улетаю на Диксон, а оттуда совсем далеко — на мыс Челюскина. И в сердце (простите за банальность!) я унесу родной Ленинград и его вечно юную душу- Алису Фрейндлих!". И приписка: "От Вас, наверное, ничего не осталось после спектакля. Берегите себя. Конечно, впереди лето, но разве Вы успеете отдохнуть? Ваша жизнь нужна не только Вашему мужу и семье, Вы не имеете права так жестоко обращаться с собой".
Геолог с мыса Челюскина заботливо подумал о том, что у актрисы есть не только сцена, но и семья. Есть у Алисы двухлетняя дочка, которую помогает воспитывать бабушка Ксения Федоровна, бывшая актриса. Теперь уже Варя живет в стране чудес — ведь не только мама и дедушка принадлежат к миру актеров, но и папа — известный режиссер, актер театра и кино Игорь Владимиров. Как знать, может, из Вари тоже вырастет замечательная актриса?
автор Лев Сергеев
"Советская женщина" № 10 — 1970 г.