Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

Право судить людей

Жизнь доказывает, что нельзя искусственно разделять людей на профессиях и характерам. Эти две категории взаимосвязаны. И убедительным примером такого подхода к художественному осмыслению действительности является новая пьеса Игнатия Дворецкого "Ковалева из провинции", впервые увидевшая свет рампы на сцене Ленинградского театра имени Ленсовета в постановке народного артиста РСФСР И. Владимирова.

В основе произведения лежит юридический случай. Плотник Никулин выиграл по лотерейному билету "Волгу". В автомагазине,куда он пришел смотреть на свой выигрыш, шофер из Абхазии Чачхалия, предложил ему за билет 15 тысяч рублей,хотя машина стоила гораздо дешевле. Когда один передавал другому деньги, их задержали. За незаконную сделку. И вот суд.

Не правда ли, вроде и дело-то не очень серьезное? Но в процессе его рассмотрения, изучения и исследования с разных сторон раскрываются характеры, психология людей, их жизненные принципы. Пьеса эта не только о суде. Она значительно шире ставит проблему и убедительна именно тем, что в ней воедино слиты общественное и личное начала.

Спектакль развивается очень динамично. Несмотря на то,что действие перебивается отступлениями, возвращением к предшествовавшим событиям, зрители все время в напряжении: а что же дальше, как решится вопрос ,как сложится судьба героини, судьба тех, кого она судит.

Ясно стремление режиссера к публицистичности. Театр не боится обнажить свой замысел, идею произведения, открыто устами персонажей заявить об этом. Спектакль весь обращен к живой современности, злободневен. Он четко и ясно ставит вопрос о личной ответственности человека за свое дело,ответственности не только перед обществом, но и перед самим собой.

И еще одна особенность постановки. Она заключается в том, что сцена , все происходящее на ней и зрительный зал представляют собой единое целое. И это достигается не только тем, что еще до начала действия открыт занавес и можно заранее познакомиться с обстановкой, где будут действовать герои. А она как раз сделана так,что зрительный зал как бы является продолжением сцены, где идет процесс. И не тем лишь, что в ряде случаев в зрительном зале во время судебного заседания зажигается свет, создавая эффект нашего присутствия на процессе. Единение создается внутренним общением персонажей со зрителями. Театр стремится быть как можно ближе к тем, кто находится в зале: вовлечь их в рассмотрение конфликта. И зрители это чувствуют, сопереживают вместе с героями.

Эффект присутствия создается еще и сценической манерой исполнителей ролей. Мы не замечаем у артистов какого-либо нажима, стремления выделить, выразительнее произнести ту или иную фразу. Нет, все очень просто, обыденно. Как в жизни. Попутно хочется сказать, что "импровизационная речь", будто только что рождающаяся, является вообще исключительной особенностью этого творческого коллектива.

Но самое ценное ,самое главное достоинство спектакля состоит в том, что в нем ярко, в образной форме и с достаточной глубиной передана мысль о неразделенности личного и общественного. Нельзя быть человеком с большой буквы дома, а на работе- равнодушным чинушей. И наоборот. Спектакль призывает всегда и везде, при всех обстоятельствах быть самим собой, не поступаться ради каких-то выгод, пусть даже в незначительной степени, своей жизненной позицией. И убеждает нас в этом н.а.РСФСР А.Фрейндлих. Скромная, деловая женщина, чуть-чуть усталая. Вот она появилась на сцене ,отрекомендовалась: "Я — судья Ковалева". Кажется, в ней нет ничего особенного,необычного, а мы сразу же следим за ее каждым шагом, каждой интонацией, боясь упустить что-либо важное, значительное. А оно — в повороте головы, во взгляде на партнера, в движении руки — все играет, все просто ив тоже время значительно, важно для раскрытия характера.

В пьесе поставлен вопрос: имеет ли право судья на личную жизнь? Областной прокурор Торбнев убежден: нет, он повсюду должен быть в мундире, застегнутом на все пуговицы. Отсюда его нелепые требования и претензии к Ковалевой. И так трогательно, так глубоко драматично в связи с этим звучит короткий рассказ судьи о том, что в начале ее деятельности какой-то руководитель вызвал ее, совсем юную, к себе и запретил ходить на каток, кататься на коньках со всеми вместе под тем лишь предлогом, что вдруг среди посетителей окажется будущие ее подсудимые. И как проникновенно Ковалева -Фрейндлих произносит: "Я только об одном жалею, что не могу пойти на каток в красной шапочке с помпоном. А красное мне так к лицу".

Героиня А. Фрейндлих вся такая простая, будничная, обаятельная и в то же время сильная, цельная натура, прекрасно знающая, чего она хочет в жизни. Можно с уверенностью сказать: такая Ковалева не пойдет ни на какие сделки с совестью, законом. Всем ходом развития характера актриса убедительно и ярко утверждает: моя Ковалева имеет моральное право судить людей.

Пьеса построена автором так, что основное внимание сосредоточено на героине, обрисованной с достаточной полнотой и глубиной. Другие же персонажи не имеют столь подробной разработки.

Колоритный характер создает артист В. Степанов. Его Мстислав Иович, свекр Ковалевой, сразу располагает к себе. Старый геолог беспредельно предан Ковалевой . Даже когда она уходит от его сына, он, не задумываясь, следует за ней.

Большое впечатление оставляет и игра артиста В. Кузина. В его исполнении Фомин, председатель областного суда, привлекает своей добротой, человечностью, а главное, стремлением объективно разобраться в сложившейся ситуации.

Запоминаются Никулин (артист А. Петренко), Чачхалия (з.а. РСФСР и ЭССР М. Девяткин), Люся (артистка Г. Никулина), Мария ,жена Никулина (артистка О. Осипова). Но не все исполнители использовали свои творческие возможности. Образ Мещерякова, имеющий важное значение для идейно-художественного решения всего спектакля , остался несколько не дорисованным. В данном случае стремление з.а. РСФСР Л. Дьячкова к сценической простоте, не оправдало себя.

Приходится также на слово поверить драматургу и в отношении серьезности конфликта между судьей и Торбневым (артист Е. Каменецкий). В спектакле эта дуэль не получила должного глубокого раскрытия.

Спектакль в целом глубоко волнует, надолго запоминается, вызывает горячие споры среди зрителей. А это ли не самое ценное?

 

автор С. Антонов



© 2007-–2018 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.