Гематек 3000 автоматическая система hematek 3000.
«Партнеры терпели мои пощечины»
В темноте ложи Центрального концертного зала Волгограда за нашими спинами женщина с камерой тайно снимала неподражаемую Алису Фрейндлих и ее партнеров по сцене — питерский "Кавалер-дуэт". После спектакля "Голоса", когда отзвучали стихи Цветаевой и догорели свечи, мы не преминули поинтересоваться у Алисы Бруновны:
- Существует "официальная телеверсия" этого спектакля?
- Люди "сориентировались" сами. Иногда мы разрешали съемку из зала. Но чаще нас снимали "контрабандно". Причем фрагменты потом неожиданно всплывали на телевидении. Часто — без нашего на то одобрения.
- Вы читаете Цветаеву, Ахматову, Мандельштама, исполняете неожиданные аранжировки самых известных русских романсов — и все выглядит на удивление цельно. Кто родители идеи?
- В 1982-м к 90-летию Цветаевой мы почти подпольно сделали вечер ее памяти. Его нам, конечно, запретили. И я вступила на такой "нелегальный" путь — авторские творческие вечера цензуре не подвергались. Никто не контролировал, даже не интересовался, что я там делаю, а я все это время читала Цветаеву. А когда мальчики из "Кавалер-дуэта" пришли к нам в БДТ, обнаружилось, что они хорошо поют, на театральном вечере их услышал американский импресарио, предлагавший мне "поэтический тур" по США. Я честно призналась, что на полный концерт материала у меня недостаточно. Тогда он предложил нам соединиться, и возникла композиция "Голоса".
- Ваш профессор в ленинградском театральном институте Б.В.Зон, даря вам в 1957-м году свой фотопортрет, написал: "Милая Алиса! Не смейте оставить втуне ни одну из ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае всюду поспеете и будете счастливы". За 40 минувших лет вы не уклонялись от совета и действительно смогли "всюду успеть" и стать счастливой?
- Завет профессора я выполнила — все состоялось. Пела и танцевала в спектаклях я много, а в последние годы, когда театр уже не в такой мере держит меня за вожжи, я получила относительную свободу и смогла сделать поэтические программы.
- Но если говорить о пении, то однажды вы сами обмолвились, что " дилетантизм- вещь опасная"?
- А я и не берусь делать то, что мне не свойственно и лежит за пределами профессии. Никогда не пела вне спектакля или фильма, и эта наша программа — тоже не "отдельное пение Фрейндлих". Если бы на афишах я обозначила свой "певческий концерт",- это и был бы дилетантизм.
- Алиса Бруновна, однажды на репетициях спектакля "Человек со стороны" вы настояли, чтобы партнер отвесил вам настоящую пощечину. И он, и режиссер были против, но вы их "дожали". Ради правды жизни согласны переступить через физическую боль?
- В общем, да. Но до известных пределов. Я не люблю полумеры. Потому и настояла. Ну что такого, подумаешь, получить пощечину. Я сама на сцене пощечину никогда в шутку не давала. Если надо было, то всерьез. Мои партнеры терпели, а что делать? А в жизни? Нет, не приходилось.
- Алиса Бруновна, а правда ли, что вы первая в стране некогда в "Трехгрошовой опере" исполнили эротичесикй гимн "Баллада о власти плоти" и таким образом стали основательницей данного направления в песенном жанре?
- Эротический гимн? У меня там было много зонгов. Мне даже решили отдать песню Соломона. У "Баллады", о которой вы говорите, и правда, текст был довольно смелый. Но прозвучал он на немецком. По-русски никто петь его не рискнул. Хотя и имелся неплохой перевод наверное, тогда он показался слишком вульгарным.
- Для вас психологически сложнее "одноразовое исполнение-выплеск" в спектакле или многократная озвучка кино- или телепесни в студии?
- Раньше не задумывалась об этом в спектакле. Все зонги выходили из эмоциональной структуры сцен. Отдельно, пожалуй, петь труднее. В фильмах сначала пишется фонограмма, потом под нее идет съемка. Вживую некачественно получается, а угнаться за фонограммой непросто- когда-то я надсадила связки. И потом, мне кажется, происходит это с эмоциональными потерями.
- В театре Ленсовета у вас было 22 роли за 22 года. Перейдя к Товстоногову, также много играли. А сейчас?
- Товстоноговский актерский актив стареет. Надо выждать время для полнокровной смены поколения. А я занята всего в четырех спектаклях. Несколько постановок исчезли с уходом из жизни Владислава Стржельчика. С 1985-го играли с ним в "Этом пылком влюбленном", имевшем шумный успех. После рязановского "Жестокого романса" мы со Стржельчиком сделали "старомодную комедию"- легкий, мобильный спектакль-концерт, когда на сцене стояли сразу все декорации — девять картин. Владислав играл в них замечательно. Но с его смертью умерли и спектакли. Я себе в них других партнеров не представляю.
- Кого из режиссеров в театре и кинематографе вы сегодня могли бы назвать своими "крестными отцами"?
- В театре, конечно, это Игорь Владимиров. С ним работала 22 года в Ленсовете. Это лучшее время моей творческой жизни. Замечательная была пора — мы очень понимали друг друга. Создалось такое стечение плодотворных вещей, когда и возраст позволяет играть много, и интересные роли, и при этом уже есть какой-то опыт было замечательное состояние "полноты кувшина". А в кино... Все-таки Рязанов. Я и до него снималась у хороших режиссеров. Но именно с ним ко мне пришло относительное признание в кино. Я не спринтер, я — стайер. Мне нужна дистанция, чтобы что-то сотворить, вылепить целое.
- Ваш партнер по "Служебному роману" Андрей Мягков как-то сказал: "На Алисочку невозможно сердиться". Вы действительно настолько неконфликтны в кадре и на сцене?
- Ну о себе судить трудно. Например, дочка моя говорит: "Мама, когда у тебя впереди премьера или что-то ответственное, то ты, как утюг горячий". Ей, видимо, не всегда нравится, как я себя веду в это время. Есть какие-то опасные моменты, когда нервная концентрация чрезмерна и влечет за собой такие всплески.
- Тодоровский-младший, работавший с вами в "Подмосковных вечерах", безотносительно к этому ильму и вам как-то сказал, что, если женщина недоступна, она ему неинтересна... А какими качествами должен обладать мужчина, чтобы заинтересовать вас?
- Валера так сказал? Не верю, что заявил она это всерьез. Думаю, он шалил. Если встречаю мужчину впервые и не знаю его ни с какой стороны, на меня может произвести впечатление его ... экстерьер, и конечно, осмысленный взгляд.
- Ваша дочь Варвара в детстве так любила вашу театральную гримерку, что фотографам не составляло никакого труда застать вас там вдвоем и заснять семейную идиллию. У вас не возникало искушения "ввести" дочь в какую-либо постановку, пользуясь своим авторитетом?
- Да, когда Варька была маленькой, очень любила смотреть "Малыш и Карлсон", просто не вылезала из зала. Удивительно, но туда и взрослая публика ходила с удовольствием. Вводить ее в спектакль необходимости никакой не было. Тем более в детстве она хотела быть врачом. Потом, правда, закончила театральный институт. Полетела туда на крылышках и сначала занималась с удовольствием. Но позже, когда за спиной зашелестело "похожа на маму, не похожа", "отдыхает природа — не отдыхает", Варька сказала: "Не буду!". И, представьте, теперь она артисткой быть не хочет, нарожала детей и воспитывает. У меня двое внуков — мальчик и девочка.
- Ну дочери простительно... Но Алиса Бруновна, где же сегодня новые яркие кинороли блестящей актрисы Фрейндлих-старшей?
- После "Подмосковных вечеров" и "Охоты" кинематограф не предлагает ничего. Во всяком случае, ничего хорошего. А в белиберде участвовать не хочется.
- В середине семидесятых не самый простой и одновременно сложный вопрос "Счастливы ли вы?" прозвучал ваш ответ: "И да, и нет.." Как ответили бы сейчас, в середине девяностых?
- Сегодня... (помедлив)...- скорее да, чем нет...