Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

Группа начальной подготовки художественная гимнастика график для группы начальной подготовки. Шкафы гардеробные.

Одна общая повесть

Их можно любить сильно или не любить совсем. Так, словами из одной пьесы, скажу о трех актрисах. Каждая из них выражает свое поколение и свою заветную тему очевидно и своеобразно. Одна — Алиса Фрейндлих — явилась с лукавой песенкой о том, как "это все интересно". Другую — Наташу Тенякову — вижу наблюдающей жизнь словно бы со стороны.

С милой ворчливостью и обаятельной хрипотцой в голосе повторяет: "вот еще, интересно, а что интересно, что?". И наконец — Лариса Малеванная . Произносит то же самое серьезно и очень просто: " а действительно ,интересно".
Так они идут по стране чувств , С изучающим взглядом подходят к людям. И непохоже, по- разному очарованы миром.

В запутанных коридорчиках ленинградского театрального института тогда еще жила доморощенная песенка:

Дорогая Моховая,
Против ТЮЗа — серый дом.

В сером доме на моховой в 1957 году шел прогон студенческого спектакля. И вот тогда-то в тесное пространство ,ограниченное репетиционными кубами, белым перышком влетело невесомое певучее создание. Это и была Алиса Фрейндлих.

Бывают времена в театре, когда меняется тип игры. Алиса нарушила представления о героинях — статных красавицах. Брошен был вызов и рассудочности в игре — девчушки Фрейндлих стали непринужденно скользить по сцене, сиять в акварельных красках . А за всем этим угадывались серьезные нравственные искания молодежи пятидесятых годов.

Певучие, обаятельные девчонки Алисы Фрейндлих и сегодня едут в трамваях, автобусах, задумчиво прислонившись к стеклам окон , и "не про себя" напевают:

Руку мне дай, помоги
Мне, пожалуйста:
Хочу на радугу влезть я
И по ней пройти!

А после в песенках набегала дымка. И драматичнее стали судьбы героинь.

В женской судьбе она раскрывает движение от счастья :.к счастью, но уже к иному, не похожему на прежнее, босоногое. Сначала ее хрупкие создания открывают щедро нам свои душевные богатства. Является Джульетта с белыми длинными волосами. С шутливой благопристойностью раскланивается, а сама вот-вот умчит играть в горелки, догонялки. А из горелок ворвется в любовные признания, протянет ладони к Ромео, как знак неистраченной юности будет тянуться к нему сквозь прутья и решетки , словно к живой удивительной игрушке, с диковатой радостью. Так и была поставлена эта сцена в Ромео и Джульетте Игорем Владимировым, создателем почти всех спектаклей, где играет Фрейндлих.

Ее героинь однажды обязательно кто-нибудь обижает. Они встречаются с молодцеватыми, "содержательными" мужчинами, внутренне эгоистичными и самолюбивыми. Таня, расставаясь с Германом, будто падающая птица, движется, кружится медленно- медленно по комнате, пытаясь удержаться, не упасть. Уходит от него, от его измены, навсегда, потрясенная, серьезная, в курточке-коротышке, в смешном беретике.

Но дорого обходится это самолюбивым обидчикам. Проходит время, и молодая женщина оказывается "на порядок" выше их и нравственно, и талантом. В детской стране горелок девчонки защищаются своей способностью дразнить и кривляться. А в женщинах Фрейндлих тоже пробуждается ироническая злинка, появляется стойкость. Они могут потерять любимых, лишиться многого, но не изменят себе. Вот недавно Фрейндлих сыграла в "Человеке со стороны", и как-то в раз обнаружилось, какой серьезный путь творческих и житейских испытаний претерпела личность самой актрисы за последние годы. Это, быть может, и помимо воли актрисы, прочиталось в ее игре.

Есть сверхчутье жизни у героини Фрейндлих даже в непритязательной комедии "Двери хлопают", где актриса играет такую легкомысленно рассеянную и трогательную маму. Но она, какая бы ни была, тоже со своим миром. Узнаешь Фрейндлих, актриса педантично верна себе.

Лирическая героиня Алисы Фрейндлих завоевала свободу в области чувств. Каждый эту область открывает для себя заново. И поэтому нужны другие художники, с другим опытом или без опыта, которые вновь пройдут тот же путь на наших глазах.

(***)

Фрейндлих приручает противоречия, Малеванная поднимает их до взрыва и тем разрешает их, Тенякова демонстрирует их зрителю — и в каждом случае имеется свой познавательный смысл.

У наших актрис драматизм и гармония сердца спорят в душах их женщин. Они пишут одну общую повесть: человек хочет любить и быть любимым.

Их мир утончен и музыкален. Но тут не безмятежное изящество, какое теперь порой встречается и поменяет нечто граждански истинное в театре. Речь о другом — о редких чувствах.

Ленинград — город строгих традиций русской актерской школы, здесь творили актеры-сподвижники, мерившие искусство требовательной мерой гражданского служения народу. Здесь играли Савина, Комиссаржевская, Стрепетова. Актер — творец, он воплощает идеал. Наши актрисы — тоже в чем-то идеальные женщины. Талантливые. Необходимые людям. Вечно очарованные жизнью, они ищут и находят драгоценные черты возвышенного в наших современницах.

 

"Советская культура" 9 ноября 1975 г.



© 2007-2023 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.