Стоматология в твери klinika-redwhite.com.
Можно ли любимой подарить театр?
Игорь Петрович Владимиров родился 1 января 1919 года, 90 лет назад, в Екатеринославе (Днепропетровск). А спустя 15 лет в Ленинграде на свет появилась Алиса Фрейндлих. У нее была знаменитая родословная и актеры-родители. Есть сведения о том, что художников-стеклодувов Фрейндлихов из Германии в Россию привез Петр I.
Владимиров сначала окончил кораблестроительный институт, а потом, увлекшись театром, к удивлению родителей получил второе образование — актерское. В семье Игоря никто не интересовался театром всерьез.
Родители Алисы познакомились в Ленинграде, где вместе посещали драматические курсы театра рабочей молодежи (ТРАМ). Отец стал профессиональным актером, мать, вынужденная воспитывать дочь, оставила театр. Но разговоры о театральной жизни маленькая Алиса слышала с детства. Выбор профессии был для неё предопределен.
После школы она окончила в родном городе театральный институт им. А. Островского, тот же, в котором учился несколько лет назад Владимиров. Когда преподаватель Борис Вульфович Зон провожал молодую Алису на работу в театр им. В.Ф. Комиссаржевской, он ей сказал: «Алиса, вы умеете играть, петь, танцевать. У вас многогранный талант, грех всему этому не найти применение».
Долгое время Игорь Петрович и Алиса Бруновна ничего не знали друг о друге, но потом жизнь их сама соединила…
В начале 50-х годов главным режиссером Ленинградского государственного театра им. Ленинского комсомола (ныне Театр-фестиваль «Балтийский дом») был назначен подающий надежды молодой постановщик Георгий Товстоногов. Товстоногов много и охотно давал главные роли актеру Игорю Владимирову. И хотя он был превосходным театральным актером, его работы знают немногие. Большинству зрителей он запомнился по кинофильму «Тайна двух океанов», где создал образ лейтенанта Скворечни: высокий, широкоплечий, с детской улыбкой.
Владимиров начинает ставить свои первые спектакли. Их отличал задор, юмор. В это время Алиса Фрейндлих почти 4 года играла в спектаклях, от которых отказывалась другие актрисы. Вспоминая свои первые роли, Фрейндлих говорила: «Я страшно переживала, до слез, что не могла сыграть то, о чем мечтала. Теперь я понимаю, что это все к лучшему. Чтобы быть мастером, надо много пережить».
Совпадение это или судьба, но свой последний спектакль «Случайные встречи» в театре им. В. Ф. Комиссаржевской Алиса Фрейндлих играла под руководством Игоря Петровича. Он ставил спектакли в разных театрах и играл во многих из них, Владимиров был ненасытен, если дело касалось работы. Но тут Игорь Петрович превзошел самого себя и сделал блистательную постановку. Причиной тому была Алиса Фрейндлих, в которую он сразу влюбился. Вот как потом она напишет: «Я не знаю, как это было. Возникло творческое влечение или личное… Эта такая гремучая и прекрасная смесь — и что здесь превалирует…»
Театральная жизнь в 50-60-е годы в Ленинграде бурлила. Когда из театра им. Ленинского комсомола Товстоногова перевели в Большой драматический театр (БДТ), который не имел популярности у зрителей, Георгий Александрович предложил Владимирову пойти вместе с ним. Тот согласился. Скоро стало сенсацией не только для БДТ, но и для города, когда здесь впервые стали показывать спектакли-мюзиклы. Игорь Петрович ставил спектакли в разных театрах и играл во многих из них, Владимиров был ненасытен, если дело касалось работы.
Кто знает, как бы повернулась творческая жизнь Игоря Владимирова и Алисы Фрейндлих, если бы... Если бы Игорю Петровичу не предложили в горкоме партии стать главным режиссером театра им. Ленсовета. Актриса Фрейндлих получала множество приглашений из различных театров, ее «руки» настойчиво добивался Московский «Современник». Она же, связав свою жизнь с Владимировым, пошла за ним, в «его» театр.
Игорь Петрович знал, что ее родители разошлись, что Алиса нежно любит отца, знал о ее мимолетном замужестве в студенческие годы. Угадал в ней огромный творческий потенциал, которым никто из режиссеров не сумел воспользоваться в начале ее карьеры. Словом, он хорошо понимал, что его молодая жена создана стать замечательной актрисой. А для этого необходимо одно — играть.
Игорь Петрович и Алиса Фрейндлих вместе занимались становлением своего «ребенка» — театра им. Ленсовета. С появлением в театре композитора Г. Гладкова почти все постановки стали музыкальными. Один за другим шли спектакли: «Ромео и Джульетта», «Укрощение строптивой», «Люди и страсти», «Дульсинея Тобосская», «Трубадур и его друзья», «Варшавская мелодия», «Игроки», «Таня» и наконец любимый всеми «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Только за 5 лет спектакль «Пигмалион» прошел около трехсот раз.
Тогда в Ленсовете вместе с Фрейндлих «лицедействовали» актеры М. Боярский, А. Равикович, Е. Соловей, А. Петренко, Д. Барков, Л. Дьячков и другие. Это принесло свои успехи. «Лишнего» билетика достать в Ленсовет было невозможно. Но журналисты неустанно ругали театр. Критиковали спектакли, режиссера, актеров… Когда театр был на гастролях в Москве, вышла статья «Театр одной актрисы!» Непьющий Владимиров от негодования и злости хотел напиться.
Вспоминая то непростое время, Алиса Бруновна скажет: «Мне было сложно. Игорь Петрович от меня, конечно, требовал больше чем от других актрис. Я много играла, иногда по 20 спектаклей в месяц. Но жаловаться на трудности не могла, боялась, что сочтут это моей «звездностью». В 33 года она родила дочь Варю, и мир воцарился в их семье.
Но со временем сначала творческая, а потом и их семейная жизнь дала трещину. Владимиров ставил спектакли, но в театре, по словам, Алисы Бруновны, началась «пробуксовка». От Владимирова стали уходить актеры, а он никого не останавливал. Временное «топтание» театра на месте Игорь Петрович ставил себе в вину. Этот большой, как-то по-старомодному красивый человек, смущенно твердил: «Мы сошли с «колеи», но временно». Владимиров был к себе беспощаден. Он продолжал с упорством работать…
А в Алисе Фрейндлих что-то надломилось. Через 22 года совместной жизни и работы они решили расстаться. За 5 лет до того, как распался этот союз, вышел фильм-спектакль режиссера Э. Савельевой по пьесе А. Арбузова «Старомодная комедия», в котором главные роли играли, скорее, проживали Игорь Владимиров и Алиса Фрейндлих. До сих пор нельзя без волнения смотреть, как любят друг друга эти два немолодых человека.
Алисе Бруновне было около 50 лет, когда она, безусловная прима театра им. Ленсовета, по приглашению хорошо знавшего ее Товстоногова перешла в БДТ.
Владимиров же работал в театре им. Ленсовета до конца жизни. Целая эпоха — почти 40 лет. В 80-е годы Игорь Петрович открыл филиал Ленсовета — молодежный театр. Актеры, ученики Владимирова по театральному институту, играли на сцене «взрослого» театра и на малой сцене филиала. Затем филиал стал самостоятельным театром (в наше время известен как театр на Фонтанке).
Игоря Петровича не стало 10 лет назад. В фойе театра им. Ленсовета есть мемориальная доска с барельефом выдающегося режиссера. Сегодня в его кабинете открыт музей памяти Игоря Петровича. Профессор Владимиров участвовал в создании Санкт-Петербургской академии театрального искусства в родном городе.
За последние 15 лет Алиса Фрейндлих сыграла множество ролей в БДТ им. Товстоногова, но ни одна из них не стала событием в мире театра, как это было в Ленсовете. На счету этой замечательной актрисы немало ролей в кино. Она живет в ладу со своей дочерью Варварой, которая тоже стала актрисой, любимыми внуками — Никитой и Аней
"Школа жизни.ру" рубрика "Биография", Ольга Конодюк, 01 января 2009 года