Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

Милая драма

Говорят, одна маленькая девочка именно так "расшифровала" слово "мелодрама". И если вдуматься, она была не далека от истины. Милая, милая драма — вот что такое "Осенние скрипки", последняя премьера Романа Виктюка.
В "Осенних скрипках" присутствуют обычные виктюковские заморочки: слепящие пластиковые поверхности, гнутые стулья, мальчик-в-пачке... Любой спектакль Виктюка последних лет — это всегда в той или иной степени "цитатник Мао". Воспроизведение себя любимого. И все-таки Виктюк познается в сравнении. Опять-таки с самим собой. Тому, кто видел, скажем, его прошлогоднего "Маркиза де Сада", "Осенние скрипки" покажутся верхом целомудрия, изящества и хорошего вкуса.
"Скрипки" звучат не совсем по-виктюковски, вероятно, оттого, что в них сошлось сразу несколько самодостаточных элементов. Во-первых, специально ради этого спектакля наезжающая в Москву Алиса Фрейндлих. Во-вторых, ее партнер Александр Балуев, замечательный актер, чье слово еще не сказано, странный, но опять-таки своей отдельной, не виктюковской, странностью. И наконец пьеса.
Виктюк — безусловно молодец уже потому, что разыскал "Осенние скрипки" и извлек их на свет. Хорошо забытая вещь хорошо забытого драматурга Ильи Сургучева вроде бы гремела в Московском Художественном театре в 1915 году, и главную роль в ней тогда исполняла Ольга Книппер-Чехова, Потом Сургучев эмигрировал. Пьеса попала в архив, причем вряд ли можно считать это несправедливостью. "Скрипки" должны были вылежаться, дозреть. Сначала их заслуженно забыли, а теперь — заслуженно вспомнили. Это пьеса из числа тех, которым чрезвычайно идет умилительный аромат нафталина...
Виктюк хорошо чувствует время. Более того, точно угадывает обаяние времени. "Осенние скрипки" принадлежат эпохе томных романсов и скейтинг-рингов. Отсюда — и голос Вертинского, и Пьеро на роликах. "Скрипки" — один из редких спектаклей Виктюка, где "лишние" персонажи на сцене не раздражают. Они, словно тени, возникшие из небытия, придают происходящему тревожную призрачность и обещают героям из плоти и крови скорое воссоединение...
Алиса Фрейндлих — жемчужина "Осенних скрипок". Какая она проникновенная, какая тонкая, как узнаваемы и новы эти интонации, этот интеллигентный уют, волнами расходящийся от нее по сцене... Фрейндлих играет последнюю, отчаянную и жертвенную любовь немолодой женщины, которая пытается быть предельно честной перед любимым человеком, перед собой и перед безжалостным временем. Но давно известно: чем больше женщина стремится к честности, тем глубже погружается в болото лжи. Героиня Фрейндлих и любовь потеряла, и покоя не нашла...
"Осенние скрипки" отдаленно напоминают "Месяц в деревне". Само собой, немало в них и чеховских отголосков. Немало, впрочем, и условностей, нелепостей, наивностей. Виктюк не скрывает их от зрителей, подчеркивает, иронизирует. Но что такое в конце концов эта пресловутая "старомодность"? Вернулись же, например, ролики, и Виктюк заметил и остроумно обыграл их возвращение — из начала столетия в его финал. Кто знает — может быть, второе пришествие роликовых коньков предвещает нам новый Серебряный век?...



© 2007-–2018 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.