Лодка в лесу
Над триптихом одноактных пьес Николая Хайтова "Лодка в лесу" работали в ленинградском драматическом театре имени Ленсовета три режиссера ("Тропинки" — режиссер Г.Опорков, "Лодка в лесу" — А.Кириллов, "Псы" — Н.Райхштейн, постановки спектакля И.Владимирова)- опыт, редкий для театров, своеобразное творческое соревнование.
Все три пьесы объединены авторским отношением к жизненному материалу, положенному в их основу. Тема столкновения пережитков бюрократизма, ложного понимания интересов социалистического государства и подлинного служения ему пронизывает все эти коротенькие пьесы.
В "Тропинках" наивный, искренний, чистосердечный сапожник Влашо для собственного удовольствия в свободное время прокладывает дорожки в горах, сталкиваясь с полным непониманием своего энтузиазма со стороны директора "всех путей и дорог". В этой новелле нам больше запоминается сам Влашо, без нажима, мягко, с большим юмором, сыгранный А.Равиковичем.
"Лодка в лесу"- вторая пьеса триптиха — написана в иной манере. Конфликтующая сторона — за сценой. Это председатель кооператива, который запретил рубить в лесу засохшие деревья — "Жерди" как их презрительно называет героиня пьесы Гина (А.Фрейндлих).
Во всем виноват он — этот человек, вовремя не предоставивший в распоряжение Гины и других членов кооператива эти "жерди" для подпорки табака. И вот Гина пошла в лес, нарубила эти самые "жерди» и ее "засек" лесник Марин (Л.Борисевич), и между ними возникла перепалка. Слово за слово выясняется, что увалень Марин — натура поэтическая, нетронутая, чистая душа. Этот огромный, сильный недотепа способен развалиться на траве и часами, глядя на бегущее по небу облако, воображать себя в лодке, плывущей по морю:
Сметливая Гина использует его слабость, увлекая Марина. Косматая, длинноволосая, чернявая Гина — Фрейндлих кажется цыганкой.
Многочисленные цветные юбки лихо подоткнуты, ноги, плечи обнажены, и вся она, угловатая, резкая, кажется с первого взгляда исчадием лесного кошмара. Но вот изворотливый женский ум подсказывает Гине "пристройку к партнеру", движения ее размягчаются, а взгляд из колючего становится ласковым и смеющимся. А когда она начинает рассказывать Марину о своем сынишке, который пыхтит, запуская в лохань кораблик, она кажется красавицей. Великое дело — человеческий талант. У Гины-Фрейндлих он сначала глубоко спрятан, пробивается долго и трудно, но, пробившись, обвораживает не только ее конвоира, упрямо твердящего, что браконьерам нельзя давать потачки, но и зрителей. "Лодка в лесу" требует абсолютной слаженности партнеров. Л.Борисевич рядом с такой исполнительницей Гины, как Алиса Фрейндлих, выходит из положения вполне достойно. Но "Лодка в лесу" — одна из первых режиссерских работ А.Кириллова. И в решении пьесы, в ее осмыслении подчас не хватает точности.
(...) Через всю новеллу проходит тема возмужания человеческой личности, для которой чувство собственного достоинства важнее всего.
Победа гуманистического начала над ограниченностью — таков итог этого далеко не безукоризненного художественного спектакля, но очень точного и целеустремленного в своем режиссерском раскрытии.
"Театр" № 6 — 1969 г.