Лето одного года. Старая гвардия всех сильней
Знаменитый БДТ им. Товстаногова привез в предновогоднюю Москву недавнюю премьеру — спектакль Андрея Прикотенко «Лето одного года». Если бы не участие в ней двух великих артистов — Олега Басилашвили и Алисы Фрейндлих, постановка не стала бы праздников для театралов.
Смотреть, как играют мэтры — настолько редкое удовольствие, что часто даже неважно, что они играют. Пьеса Томпсона «На Золотом озере», которая легла в основу спектакля, неплоха. И все же это не великое произведение, достойное цитирования, — в ней слишком много длиннот и навязчивого американского морализаторства. Казалось бы, история того, как старый человек, потерявший веру в себя, обрел счастье, простив дочь, слишком сентиментальна.
Но досадные мелочи оказываются стерты, Фрейндлих и Басилашвили играют не про старость, они играют про любовь. Их герои прожили вместе всю жизнь и смотрят друг друга как в день знакомства. Взаимозависимость народные артисты играют с таким надрывом, что зрители нет-нет да и всплакнут.
Для того, чтобы держать зал в напряжении три с лишним часа, им оказываются не нужны даже модные сегодня спецэффекты. У известного затейника Прикотенко они, конечно есть (и видео-арт, и анимация, и компьютерные примочки), но как будто без особой надобности.
Басилашвили гениально перевоплощается в Нормана, старого ребенка, трогательного даже тогда, когда он ворчит или гневается. Он любит, но не умеет это выразить, жаждет отдавать, но не знает, как помириться с дочерью. Фрейндлих играет его жену, хлопотливую оптимистку Этель. Эта героиня — средоточие лучших женских качеств, она умеет любить, прощать и самое главное понимать. Благодаря ей Норман продолжает странно шутить и отпускать циничные комментарии, одним словом — жить.
Дуэт Басилашвили и Фрейндлих работает на контрасте. Если он грузен и неподвижен, она суетлива, если он депрессивен и мрачен, она радостно щебечет о земляничных полянах. Разница в характерах колоссальна, но их это давно не тревожит. Герои давно — одно целое.
Легендарные актеры чувствуют каждое слово друг друга, каждую паузу. Недоступный сегодняшним актерам психологизм игры оправдывает банальный хэппи-энд. Актеры смогли вытянуть даже сцену неправдоподобного финального счастья. Только им и можно было в таком случае поверить. Сказка тоже требует убедительности.