Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

Ленинградские дебюты: Алиса Фрейндлих

     "И вот былинку понесла река" — наконец стала явью любимая Полина поговорка, эпиграфом записанная в школьном дневнике. "А не боязно тебе, Поля, река-то ведь всегда сильнее былинки?" "Боязно немножко, но уж очень я хочу знать: кто я, откуда я и, наконец, зачем я... Ну, я пошла..." Так ответила и вступила в жизнь, приветливо и доверительно глядя людям в глаза, Поля Вихрова — героиня нового спектакля "Живая вода", созданного в Ленинградском драматическом театре по роману Леонида Леонова "Русский лес". Роль Поли Вихровой играет в спектакле молодая артистка Алиса Фрейндлих.
     Вот она, Поля — Фрейндлих: курносенькая, загорелая девчонка в легкой соломенной шляпке и аккуратненьком сарафанчике "осыпного" горошка идет к нам откуда-то издалека. Синий эмалированный чайник — спутник долгой дороги, заботливо привязанный к чемодану, тихонько позвякивает в такт Полиным шагам. Поля-Фрейндлих немного растеряна: выходит, не так-то просто из тихой заводи Пашутинского лесничества, где она провела детство, оказаться брошенной в бурный поток Москвы. Величественные здания возвышаются по сторонам, рубином горят, переливаются звезды Кремля, бескрайние площади и улицы заполнены пестрым людским потоком, а из окон звучит торжественная, праздничная музыка...
     Все захлестывает, манит, кружит Полину душу, и... всего этого нет на сцене. Нет ни грандиозных рисованных декораций московских улиц, нет шумной толпы народа — нет ничего того, о чем мы только что рассказали. Поля-Фрейндлих идет, окруженная только прозрачными трепещущими завесами, через, которые льется яркий солнечный свет. Но лучистые, сияющие глаза этой загорелой девчонки светятся таким восторгом и радостью, таким восхищением, что, кажется, никакие ухищрения талантливого художника не могли бы рассказать нам о Москве больше, чем этот захлебывающийся, говорящий взгляд.
     Такой — немножко восторженной и наивной, по-детски непосредственной, светлой — впервые вступила леоновская героиня на сценические подмостки; такой почувствовала и показала Полю Алиса Фрейндлих, и именно такой написал ее Леонид Леонов.
     Фрейндлих вообще свойственны удивительная чистота и предельная искренность, органичность в игре. Но образ Поли Вихровой не просто одна из новых ее работ, это, на наш взгляд, работа этапная, раскрывшая принципиально новое в даровании молодой актрисы. Но, говоря о сегодняшней победе молодой исполнительницы, интересно вспомнить, как вообще Алиса Фрейндлих стала актрисой, с чего, гак говорится, все началось.
     А началось это очень просто: в комнату для прослушивания поступающих в кружки художественной самодеятельности храбро вошла маленькая белокурая девочка и заявила, что хочет заниматься обязательно сразу во всех кружках: драматическом, вокальном и хореографическом. Уговоры старших не помогли, ничего не оставалось, как записать упрямицу в три кружка и посмотреть, что из этого выйдет. И Алиса начала заниматься, увлеченно и весело, не отдавая предпочтения ни одному из выбранных видов искусства. Пожалуй, только позднее, в школьном драмкружке, которым руководила заслуженная артистка РСФСР М.А. Призван-Соколова, Алиса впервые и навсегда полюбила театр, полюбила беспредельно и преданно, отдавая ему все свободное время. С одинаковым интересом и самоотдачей Алиса играла Бальзаминова в "Женитьбе Бальзаминова", сумасшедшую барыню и "убогую странницу" Феклушу в "Грозе" Островского, девчонок и мальчишек в разнообразном кружковом репертуаре.
- Гоголь. "Разговор двух дам", — слегка дрожащим от волнения голосом объявила свое выступление Алиса на приемном экзамене в Ленинградский театральный институт. И, действительно, заволнуешься, сердце просто обрывалось от страха: "Шутка ли, решается твоя судьба — актерский класс набирает Борис Вульфович Зон, а он, говорят, не любит травести, а я с виду — типичная травести, маленькая, худенькая, да еще нос курносый", — такие малоутешительные мысли мелькали в голове, но... номер объявлен. Надо начинать. Собралась, усилием воли отодвинула от себя страшный зал с экзаменационной комиссией, увидела и мысленно поздоровалась с воображаемой партнершей и начала темпераментный, острохарактерный, выразительный гоголевский диалог.
     Наконец, сдан главный экзамен — по актерскому мастерству. Уже по-взрослому, раз и навсегда выбран путь на сцену — единственно возможный, ее, Алисин, путь в жизни!
     В стенах института будущая актриса впервые на собственном опыте поняла, что настоящий талант — это, прежде всего, упорный труд, почувствовала радость творческих будней. И вот уже позади дипломный спектакль "Мораль пани Дульской", в котором Алиса сыграла роль Хеси, позади горячие споры в аудиториях и веселые студенческие капустники. Даже не верится, что теперь по такой знакомой мраморной институтской лестнице она будет подниматься только как гостья, потому что с сегодняшнего дня она принята в Ленинградский драматический театр.
     В театре Алиса Фрейндлих сразу же "попала и спектакль" — ей поручили роль маленького беспризорника Кота в новом спектакле "Светите, звезды!".
     Растрепанный оборвыш, бродяжка, сорвиголова, залихватски поющий одесские песенки, а по существу прячущий под этой дерзкой беспечной маской свое уже не детское горе и одиночество, — такой Котька с первого момента завоевал симпатии и сочувствие зрителей. Казалось бы, веселую, разбитную песенку поет этот одесский Гаврош, но такой грустью и тоской светятся его глаза, что невольно сжинается сердце. Уже и этой первой работе на профессиональной сцене Фрейндлих удалось проследить эволюцию характера героя, показать, как, попав в здоровый студенческий коллектив, изменяется Котька, находит свое место в жизни и становится полноправным членом нового общества.
     Пожалуй, срочные вводы в спектакли "Снежная королева" и "Человек с портфелем", в которых Фрейндлих вместо заболевшей исполнительницы сыграла Герду и Гогу, не раскрыли ничего нового в интересном даровании молодой актрисы. А вот ее Катя — героиня спектакля "Раскрытое окно" удивила не столько темпераментным, пластичным исполнением дивертисмента с пением и танцами, сколько непреклонностью своего характера и твердой волей в достижении намеченной цели.
     Катя мечтает стать актрисой — этот мотив в пьесе Э. Брагинского оказался удивительно близким самой исполнительнице роли. И Катя у Фрейндлих не просто мечтала, а сознательно готовила себя к будущей профессии. Задорная, смешная, маленькая девочка постепенно завоевывала наше уважение своей настойчивостью и упорством, и мы полностью соглашались с ее товарищем Игорем, с восторгом говорящим: "Ты, Катя, ты... мужественный человек". И хотя в легком комедийном материале роли почти не было оснований для такого прочтения, существенно, принципиально важно иное: здесь, в веселом спектакле-пустячке, впервые ощутилось стремление молодой актрисы к новому, тяготение Фрейндлих к ролям остро драматического, а может быть, и героического плана.
     И, что греха таить, многие считали тогда, что такие роли лежат вне сценических данных актрисы.
     ...Но вернемся к тому, с чего мы начали свой рассказ, — к Поле Вихровой. Итак, наивной, неискушенной девчонкой вступила наша Поля в жизнь. Вы спросите: "Что же нового? Опять непосредственная, наивная... это уже видели..." Нет, победа Алисы Фрейндлих именно в том, что она показала не итог, а сам сложный процесс развития и становления поистине героического характера. Актриса создала цельный, многогранный образ нашей современницы, глубоко и тонко раскрыла, как на гребне всенародных испытаний в огне войны из наивной девчонки выросла героиня — "девушка своей эпохи". Сцены в лесу и фашистском застенке — кульминационная точка в развитии этого характера. Может быть, впервые в жизни стало страшно эсесовцу (артист С.А. Боярский), когда хрупкая советская девушка, почти ребенок, с ненавистью глядя в его пустые, холодные глаза, с достоинством и презрением говорит: "Хочешь знать, кто я? Я девушка моей эпохи... и тебе стоя следовало бы со мной разговаривать, потому что я — завтрашний день мира!". В эту минуту Поля-Фрейндлих становится олицетворением справедливости и чести, за ее спиной встает весь советский народ, тысячи безымянных героев, погибших за освобождение Родины. Так оказалось, что трепетному, искреннему, необыкновенно чистому дарованию Алисы Фрейндлих по плечу и остродраматические роли. Так произошла эта встреча, встреча с героиней.
     Что ж, будем ждать продолжения, ведь впереди у Алисы длинный путь; и они будут — новые встречи, новые волнения и поиски.

 

автор Г. Карнаухова 

"Смена" 31 марта 1959 г.



© 2007-–2018 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.