Кризис среднего возраста
Стержнем премьеры БДТ им. Г. А. Товстоногова «Лето одного года» по пьесе Эрнеста Томпсона «На Золотом озере» является исключительно мастерство актеров старшего поколения.
В этот раз герои режиссера Андрея Прикотенко, основной темой которого является юность как «праздник, который всегда с тобой», давно перешагнули семидесятилетнюю планку. Лето они проводят вдали от мегаполисов, на озере, где гагары никого не боятся и время кажется замершим.
Друг с другом пожилые супруги: Норман (Олег Басилашвили) и его жена Этель (Алиса Фрейндлих), называющие себя «людьми среднего возраста», сосуществуют премило, а вот в отношениях с дочерью, которая несколько лет не жалует родителей посещениями, у отца проблемы…
Сценический павильон, созданный художником Ольгой Лукиной, по-началу кажется слишком большим для двух актеров. Ощущение усугубляют первые минуты действия, когда задник павильона «назначается» экраном, на котором мелькают то помесячная датировка событий, то портрет дочери, то прочие символико-ностальгические изображения. С изображениями в основном «общается» герой Басилашвили.
Героиня Фрейндлих предпочитает грезам и воспоминаниям реальность в окне, выходящем на озеро. Этель, как любая женщина, деятельна: не сидит без дела и искусственные стимулы к жизни ей не требуются. Она ходит на прогулки в лес, таскает мебель и ковры, протирает пыль, гоняет паука, поселившегося на люстре, и понемногу заполняет собой казавшееся избыточным пространство… А вот Норман, как любой пожилой господин, уже сдавшийся старости, нуждается в серьезной мотивации любого рода деятельности. Достаточно взглянуть, как играет Басилашвили крошечную сценку разувания, с возрастом ставшего для него проблемой…
К юбилею отца в дом на озере приезжает бездетная доселе Челси (Варвара Владимирова) и подкидывает родителям сына своего нового мужа. Времена боязни появления детей на сценах наших театров давно остались позади: молодой человек лет двенадцати по имени Андрей Хржановский вполне справляется со своей ролью компаньона для старого джентльмена и партнера блистательных актеров.
С обретением названного внука существование Нормана обретает смысл. Но для Этель единственным смыслом жизни всегда был и остается сам Норман. Вся нежность, вся любовь и вся психологическая зависимость от мужа одномоментно обнажаются Алисой Фрейндлих в сцене сердечного приступа Нормана, пожелавшего прихвастнуть перед женой своей физической силой.
Дыхание зала, не ожидавшего в довольно ровном спектакле такого психологического накала, замирает… Интересно, а кто из петербургских актеров подлинно среднего возраста мог бы заставить зал не дышать в течение четырех-пяти минут? Ответ на этот вопрос растворяется на заднике спектакля Прикотенко «Лето одного года» вместе с силуэтами Басилашвили и Фрейндлих.
Екатерина Оменицская,
"Санкт-Петербурсгский Курьер". 21.01.2011