Клетка для канареек (Х/ф)
Персонаж: Мать Олеси.
Производство: Мосфильм.
Сценарий: Анатолий Сергеев, Павел Чухрай.
Режиссёр: Павел Чухрай.
Оператор: Михаил Биц.
Художник: Савет Агоян, Леонид Свинцицкий.
Композитор: Игорь Кантюков.
По мотивам пьесы А. Сергеева «Случай на вокзале».
Молодой парень Виктор по-дурости, ограбил чужую квартиру. Теперь он — вор, и в руках у него — краденые вещи: чемодан и клетка с канарейками. "Кореши", пославшие его "на дело", вышвыривают птиц в реку. Гонимый желанием все забыть, сбежать, спрятаться, он бежит на вокзал — и там знакомится с девочкой-подростком Олесей, ждущей приезда отца... Оба переживают серьезный кризисный момент в своей жизни. В общем-то, ситуация достаточно обычна для столь юного возраста — но героям от этого не легче. Они чувствуют себя запертыми в клетке, из которой так хочется вырваться на волю... И надо принять единственно правильное решение: для Олеси — возвратиться домой, для Виктора — признаться в грабеже.
"Вокзал для троих". Именно так, наверное, можно было бы назвать эту картину Павла Чухрая. В самом деле, события фильма происходят в течение суток — на вокзале и вблизи него. А главных героев — трое. Но картина называется "Клетка для канареек". Этот символ прочитывается и буквально. В эпизоде, когда Виктор, совершивший бессмысленную кражу (карточный проигрыш), выносит из чужой квартиры клетку с канарейкой, которую затем равнодушно бросают в воду дружки...
Скромно, неброско снятый фильм П.Чухрая благороден по своему замыслу. Авторы хотели показать, как сквозь грубую коросту вчерашнего "блатного" проступает человеческое, живое, искреннее. Как через внезапную любовь к незнакомой девушке Олесе, всю ночь ждущей на вокзале отца, душа одинокого, ершистого парня, действительно, чем-то похожего на запертую птицу в клетке, постепенно оттаивает, очищается...
Возможно ли за одну ночь такое чудесное превращение? Спору нет, жестко-театральная, замкнутая конструкция сценария требовала особой тщательности мотивировки поступков героев, достоверной актерской игры. Разумеется, было бы преувеличением сказать, что авторам удалось достичь этого в полной мере. Но игра молодых актеров В.Баранова и Е.Добровольской отличается непосредственностью, эмоциональной наполненностью. И, пожалуй, не уступает мастерству А.Френдлих, сыгравшей роль Олесиной мамы.
Боль за близкого человека. Вера в добро. Такие вроде бы простые и понятные принципы. Но в реальной жизни все не так ясно и просто. Герои фильма Павла Чухрая находят в себе силы прийти к очищению души. А это уже немало...
В ролях:
Евгения Добровольская, Вячеслав Баранов, Алиса Фрейндлих, Борис Бачурин, Семен Фарада, Валентина Ананьина и др.
Призы и награды: Диплом и Приз ЦК ЛКСМ Украины, Второй приз детского жюри (Павел Чухрай) на Всесоюзном кинофестивале (1984 г). Приз за лучшую женскую роль (Евгения Добровольская) на МКФ молодых кинематографистов социалистических стран в Кошалине (1984 г).