Смотрите информацию Ablux здесь.
Исповедь каждый день
Спасибо кино, спасибо телевидению — без них Алиса Фрейндлих была бы привилегией только ленинградцев. Конечно же, мы не можем во всей полноте ощутить талант этой неповторимой актрисы. Не все могут увидеть ее на сцене театра. Поэтому хотелось, чтобы телевидение чуть поактивнее помогало бы многочисленным поклонникам этой актрисы. Ну почему записан только один спектакль — "Ковалева из провинции".? И за этот спектакль мы благодарны, но так уж, видимо, у строен человек: встретившись с прекрасным, ощутив на себе его гипнотизирующее влияние, хочется поглубже осмыслить его , понять , а потому нужны новые встречи.
Я не критик, не знаток искусства. Я просто зритель. Не могу похвастать даже тем, что посмотрела тот или иной спектакль театров Москвы или Ленинграда. О них я только читаю, слушаю восторженные отзывы бывших учеников, которые оказались счастливее меня. Несбыточная мечта- попасть в театр имени Ленсовета на спектакль с участием Алисы Фрейндлих. Услышать редкие по своей выразительности интонации ее неповторимого голоса не в записи, испытать на себе эмоциональное воздействие их, услышать ту особую трепетность чувств, которую несет с собой голос актрисы. А пока немного о "непрофессиональном" пении Алисы Фрейндлих. Это поразительно!
Обнаженные человеческие страсти в интонациях голоса. Ты заворожен и потрясен, возвеличен и раздавлен, очарован и благодарен. Что-то замирает внутри тебя, и хочется сохранить это очарование ,продлить это мгновение счастья.
Впервые я услышала пение Алисы Фрейндлих в фильме "Анна и Командор". Поразило удивительно проникновенное "Хто з любовью не знаеться, той життя не знае". И вот фильм "Служебный роман". За первыми же кадрами голос женщины: "Могу весь миря обойти, чтобы найти кого-то". Веришь этому голосу! И вдруг — "что тебе назначено природой, надо благодарно принимать". Веет от этих смирением. Но нет! Через эти слова прорывается настроение героини. Никакого смирения! Напротив — человеческий бунт, бунт за счастье женщины.
И уж настоящий взрыв слышится в песне из спектакля "Дульсинея Тобосская" (отрывок из него показан был в передаче из цикла "Мастера искусств", посвященный Игорю Владимирову). Нарочито сердито и с каким-то вызовом всем выстраиваются слова в мелодии. А в строке "чтобы все было именно так" последние два слова произносятся отчетливо, с какой-то по-детски максималистской, эгоистичной дерзостью, произносятся так, как будто ставится точка: нельзя возражать! И далее в полный вопрошающе-утверждающий голос: "что любви настоящей на свете сильнее?". Затем досада: "и хоть рыцари нынче в Тобоссо не те".
А с каким всплеском боли, с надрывом звучит сокровенная женская гордость и всепоглощающая жажда любви: "Каждой женщине хочется быть Дульсиней хоть на час, хоть на миг, хоть во сне, хоть в мечте".
Нет этой любви, потому боль, потому надрыв. Но уже на слове "Дульсинеей" голос актрисы как будто спохватывается: нельзя дальше громко. И уже удивительно по-женски мягко, нежно, любовно дышит каждое слово.. Но надежды все меньше и меньше, и последнее слово произносится почти шепотом. Едва теплящаяся, но надежда осталась с женщиной.
А чего стоит в исполнении Алисы Фрейндлих песня из спектакля "Эльдорадо" — "Река любви". Грустно-спокойное начало: "и все же есть река любви". А дальше отзвуки былой радости, мелькнувшего счастья превращаются в живое, страстное настоящее. А как она произносит коротенькое "ах" в строке «Ах, как она нам песни пела!!!» Поистине "так не поют и соловьи".
Но уже совсем по-иному звучит в голосе Алисы Фрейндлих гражданский мотив: "хоть законы и исконны, он, как хлеб, ломал законы, чтоб народ отведал право натощак". Эти слова из спектакля "Люди и страсти", поставленного И.Владимировым по произведениям немецкой классики. Нет, не только в словах это гражданское мужество и готовность бороться. Они опять-таки в единственно верно взятой интонации голоса. Так вот, интонация Алисы Фрейндлих, по-моему — это искренность, простота и правда. Как этого добивается актриса? Может быть, это результат творческого вдохновения? Не знаю. Наверное, не один раз будет произнесено слово на репетиции, вслух и в сознании про себя, чтобы потом удержаться на той тонкой и острой грани, когда "как в жизни" становится художественной правдой.
Недавно всесоюзная фирма "Мелодия" выпустила пластинку с записями песен в исполнении Алисы Фрейндлих в фильме "Служебный роман", спектаклях "Варшавская мелодия", "Люди и страсти", "Интервью в Буэнос-Айресе". Достать пластинку невозможно- она разошлась мгновенно. Это ли не свидетельство любви к актрисе, потребности многих в более частых с нею встречах?
У Даниила Гранина есть слова: "Человек не может исповедоваться каждый день". С этим трудно не согласиться. Но Алиса Фрейндлих исповедуется перед зрителем, по-моему, всегда и везде, как только она перед ним появляется. Нужно щедрое сердце, чтобы так безоглядно дарить людям веру в прекрасное, в возможность счастья для каждого.
Хорошо, что такие актеры живут на этой земле, жаждущей мира ,добра и красоты. Низкий поклон им за то чудо, которым они так щедро одаривают нас, зрителей.
"Советская культура" 11 декабря 1979 г.