Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВ В ТЕАТРЕ ИМЕНИ ЛЕНСОВЕТА

Ленинградский Новый театр (позже театр имени Ленсовета, потом Открытый театр и снова имени Ленсовета) покинул Ленинград еще до начала Отечественной войны, после того, как потряс город премьерой «Перед заходом солнца» Гауптмана, где художественный руководитель театра Борис Михайлович Сушкевич, не выходивший на сцену как актер несколько десятилетий, по рассказам, гениально сыграл главную роль Маттиаса Клаузена. Театр вернулся в Ленинград уже после войны, и старый больной Сушкевич вышел на сцену клуба МВД под овации зрителей в роли Фамусова и, забывая текст, провалил премьеру «Горе от ума» в постановке своей жены — чудесной актрисы Надежды Николаевны Бромлей. Начались трудные дни в жизни театра. Я видел все премьеры всех главных и не главных режиссеров этого театра, куда хожу уже более полувека. Были и хорошие спектакли. «Спутники» Пановой в постановке Н. Галина, «Доходное место» в постановке Н. Н. Бромлей. Была творческая вспышка в недолгие годы руководства Н. П. Акимовым с его отличными спектаклями: «Весна в Москве» по комедии В. Гусева, «Тени» Щедрина, «Европейская хроника» А. Арбузова, «Дело» Сухово-Кобылина, но Акимова вскоре вернули в Театр Комедии. Последовала калейдоскопическая смена худруков, пока не пришел Игорь Петрович Владимиров, руководивший театром более тридцати лет.

 

Это большая фигура в истории театрального Ленинграда-Петербурга, недостаточно оцененная. Он был самый представительный мужчина в театральной общественности города. Высокий, широкоплечий, с чудесной улыбкой. Умен, по-хорошему наивен, с абсолютным чувством юмора. Если к этому добавить музыкальность, пластичность и легкую веселую фантазию, то несложно понять, что он был режиссером по призванию, именно режиссером, потому что как артисту ему не хватало голосовых данных и открытого темперамента, хотя в театре и в кино у него были хорошо сыгранные роли. В режиссуру он вошел медленно. Сначала ежегодные праздничные елки в Выборгском доме культуры, к которым я писал стихи. Затем программа на эстраде для очень популярных тогда Рудакова и Нечаева. Потом две успешных постановки в театре Ленинского Комсомола: одна — «Три соловья, дом 17» под руководством Товстоногова, другая, самостоятельная — «Маленькая студентка» Погодина с очень сильным актерским ансамблем, которым театр обладал тогда. Римма Быкова, Нина Ургант, Владимир Татосов, Олег Басилашвили и блистательно сыгравшая свою роль Татьяна Доронина. Доронина, Басилашвили и Владимиров получили приглашение в набиравший силу товстоноговский БДТ, куда немедленно ушли. Поставив два спектакля в Большом драматическом, Владимиров параллельно выпустил спектакль в театре Музкомедии и две постановки советских комедий «Время любить» Б. Ласкина и «Случайные встречи» Назарова. Именно эти спектакли решили его дальнейшую судьбу. Он возглавил театр Ленсовета, влачивший в то время жалкое существование.
 

Он начал с весьма серьезной пьесы «Щедрый вечер». Очень волновался. Я провожал его на первую репетицию. Спектакль вышел крепкий, не более того. Следующая пьеса Ю. Принцева (не помню ее названия, автор был сокурсником Владимирова) шла уже с Алисой Фрейндлих. Она пела там песню, написанную композитором Портновым, больше ничего не помню. Потом последовал «Пигмалион», уже для Алисы. Театр возрождался медленно, и режиссер поднимался к своим вершинам не нахрапом, а последовательно. Он не ломал старой труппы. Ведущие артисты, еще ученики Сушкевича, Каган и Бубликов, и премьер старой труппы Эстрин по-прежнему играли ведущие роли. Кроме Фрейндлих, в труппе появились Дьячков, Барков, Равикович, занявшие сразу же ведущее положение.
***
 

О дуэте Фрейндлих-Владимиров. Вернее тандеме, говоря столь любимым Игорем Петровичем спортивным языком. Обратимся к истории.
 

Станиславский-Лилина. Подчеркнутая гением Константина Сергеевича «уравниловка» Марии Петровны, по утверждению Качалова, лучшей артистки великого театра с менее одаренными актрисами.
 

Мейерхольд-Зинаида Райх. Культ средней актрисы, созданный великим режиссером. Из-за этого потеря Бабановой.
 

Таиров-Алиса Коонен — дуэт равных, но при этом театр одной актрисы.
 

Владимиров-Фрейндлих — замечательное содружество равных, дополняющих друг друга художников. Конечно же, Алиса была первой артисткой театра, но были и без нее такие значительные спектакли, как «Совесть» Павловой, «Игроки» Гоголя, «Левша» по Лескову.
 

Но вместе!.. «Укрощение строптивой», «Человек со стороны», «Женский монастырь», «Пятый десяток», «Дульсинея Тобосская», «Люди и страсти» и недооцененное «Преступление и наказание» с редким ансамблем: Дьячков, Петренко, Каменецкий и выдающиеся исполнения ролей Сони — Галиной Никулиной и Катерины Ивановны — Алисой Фрейндлих.
Вообще легкий режиссерский темперамент, особый, только ему присущий юмор, а главное — эмоциональное восприятие того, что происходит на сцене, умение самому смеяться и плакать, включаясь в удачные актерские репетиционные находки, делали его спектакли всегда занимательными. Он мог поставить удачный или неудачный спектакль, но скучный — никогда. Парадоксальность его решений той или иной сцены шла всегда от пьесы. Я особенно любил в «Дульсинее Тобосской», когда Альдонса — Фрейндлих — и Санчо — Равикович, — испанские крестьяне, пили водку из кофейных чашек. Или все оценки героиней Фрейндлих мнимой измены мужа в комедии «Двери хлопают», найденные совместно с актрисой.
Вообще оба эти спектакля «Дульсинея» и «Двери хлопают» отличались редким сценическим изяществом. Это для меня символ творческого содружества замечательной артистки и режиссера, символ, увы! — не повторившийся ни разу в спектаклях и ролях, созданных ими раздельно.
 

Это изящество, повторяю полюбившееся мне определение, можно проследить в спектаклях, далеких от комедии. И в «Людях и страстях» по пьесам немецкой классики, и в «Человеке со стороны» по «производственной», как тогда это называлось, пьесе Дворецкого.
 

Музыкальность Владимирова, вкус Фрейндлих даже такую пустую пьесу, как «Женский монастырь» Слободского, сделали на сцене театра Ленсовета предметом искусства, что не удалось в Москве Плучеку с первоклассной труппой театра Сатиры.
Уход Алисы в театр Товстоногова и прогрессирующая болезнь Владимирова были трагичны для судьбы театра Ленсовета. Ушли из театра Равикович, Дьячков, навсегда покинула сцену чудесная актриса Галина Никулина.
 

Театр потерял популярность, ушел из жизни блистательный Игорь Петрович, и только Алиса Фрейндлих осталась на вершине своей заслуженной славы. К редчайшему в нашем искусстве случаю, возрождение театра началось довольно быстро, когда художественным руководителем был назначен высокопрофессиональный, интеллигентный, энергичный режиссер Владислав Пази. И что радостно, в его лучших спектаклях я вижу театральные традиции, особую сценическую эстетику театра Игоря Владимирова. В БДТ им. Товстоногова, театре Комедии имени Акимова этого, увы! — не произошло.
 

 

Александр Белинский

«Вести», 2004, 28 февраля
 



© 2007-2024 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.