Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

Ведущие поставщики мебельных тканей Текстильная компания.

Я был ошеломлен совместной работой с ней

Свой юбилей Алиса Бруновна Фрейндлих отмечает, пожалуй, самым приятным для себя, прирожденной актрисы, способом — только что она сыграла новую роль в моноспектакле петербургского Театра имени Ленсовета «Оскар и Розовая Дама» по пьесе Эрика Шмитта. Двадцать один год она не поднималась на эту родную для себя сцену, а последней ролью, сыгранной ею незадолго перед уходом из театра, стала Раневская, прощавшаяся со своим вишневым садом. Постановщик нового ленсоветовского спектакля худрук театра Владислав Пази после премьеры рассказал ГАЗЕТЕ, каково ему было работать с Алисой Фрейндлих.

Великая актриса Фрейндлих, что ни говори, родилась все-таки в нашем театре. Пускай ее первым театром был Театр Комиссаржевской, но все самые выдающиеся свои работы она сделала здесь. Ее союз с Игорем Владимировым был одним из счастливейших в истории театра, и сравнить его можно разве что с союзом Таирова и Коонен. Мы сейчас издали к премьере спектакля программку, и там фотографии всех ее ролей, сыгранных в Театре Ленсовета. Когда смотришь на эти снимки, ловишь себя на том, что буквально каждая из ее ролей становилась театральным событием. «Пигмалион», «Таня», «Варшавская мелодия», «Трехгрошовая опера», Катарина, Мария-Антуанетта — все это были грандиозные события. Ее просто не с кем сравнить! Когда она играла арбузовскую Таню, Владимиров сделал в своем спектакле легкий намек на Марию Бабанову, знаменитую исполнительницу этой же роли, но мне кажется, это было сделано только для того, чтобы подчеркнуть разницу. Хоть ее и сравнивали с Бабановой, но она абсолютно другая. Фрейндлих не похожа ни на кого, это мощнейшая творческая индивидуальность, каких у нас мало.

А какая у нее была Катарина в «Укрощении строптивой»! Совершенно неистовая! Я не пропускал ни одной ее новой работы и видел даже ее ранние роли в Театре имени Комиссаржевской, где Фрейндлих продержалась недолго. Именно там случилась их первая совместная работа с Владимировым. Прекрасно помню тот спектакль — это была лирическая комедия «Время любить». Там был нащупан тот стиль, который впоследствии стал характеризовать их союз. Спектакль пользовался невероятным успехом, и, наверное, именно после него питерцы стали обожать Фрейндлих. После ухода в БДТ у нее таких ролей, как в Театре Ленсовета, уже не было. Я ей стал предлагать сыграть в каком-нибудь спектакле Театра Ленсовета с тех пор, как пришел сюда в качестве худрука, то есть еще с 1996 года. Она согласилась, но мы никак не могли найти подходящий материал. Сначала я ей предложил музыкальный спектакль, но она побоялась, что ей уже не спеть такой сложный материал. Потом была еще одна идея, но она ею не слишком вдохновилась. Как выяснилось, все это было к счастью. Работу, которую мы с ней сделали, нам Бог послал — мы дождались как раз того материала, что и нужен. Я понял это еще даже до того, как пьеса Шмитта была переведена, — по одним только пересказам после премьеры в Париже. И Фрейндлих тоже сразу это поняла, хотя поначалу и испугалась — уж больно огромная вещь, и три часа она одна на сцене. Она читает письма, написанные мальчиком Оскаром, которого уже нет в живых, от имени Розовой Дамы, волонтера из больницы, но иногда перевоплощается в мальчика и еще в массу других персонажей. Фрейндлих, хотя и одна на сцене, абсолютно заселяет нашу сцену персонажами, и зрители потом говорили мне: полное ощущение, что этот спектакль многонаселенный. Прелесть Алисы Бруновны в том, что она абсолютно искренний человек и очень живой. Я был ошеломлен совместной работой с ней — студенты иногда так не репетируют, как она. Это прежде всего абсолютная открытость, готовность испробовать любое предложение режиссера и встречно предложить что-то свое. С ней работать очень легко, она замечательный партнер. Замечательный товарищ. Никакой звездной фанаберии, все наоборот. А то, что она совершила в этом спектакле, не сделает сегодня практически никто из актрис. Размышляя о будущих наших совместных работах, я понимаю, что для такой актрисы надо брать какой-то совершенно особенный материал. Ролей, которых она может сыграть, полно: от «Кавказского мелового круга» Брехта до любой роли в русской классике. Но для нее сегодня нужно что-то особенное и индивидуальное, хотя она прекрасная ансамблевая актриса и для нее театр — дело братское и коллективное. Она готова раствориться в чужом замысле, а это верный признак по-настоящему большой актрисы, которая не хочет носить себя по сцене, предъявляя публике, а готова постоять «за други своя». Не далее как вчера она поразила меня своим отношением к работе. Был запланирован второй премьерный спектакль, и она к началу представления оказалась практически без голоса — простудилась. Она и репетировала-то перед выпуском слегка в простуженном состоянии, а тут, видимо, еще и нервы, и все остальное — в общем, заболела. Но даже и разговора никакого с ее стороны не было о том, что хорошо бы отменить спектакль. Начался спектакль, она вышла, произнесла первые реплики, и я думаю: Боже мой, скорее бы все это кончилось. Но она сквозь все это прорвалась, и уже в середине первого акта голос зазвучал и встал на место. Как ни банально это звучит, но Фрейндлих была вылечена волшебной силой искусства.

Подарок от Станиславского
Во вторник, накануне своего дня рождения, Алиса Фрейндлих была удостоена Международной премии Станиславского в почетной номинации «За вклад в развитие актерского искусства". Помимо Фрейндлих аналогичную награду получила немецкая актриса Ютта Лампе, которую московская публика запомнила по ролям в спектакле Петера Штайна. Также в числе награжденных — театральный критик Майя Туровская, артисты Галина Тюнина и Валерий Баринов, режиссеры Миндаугас Карбаускис, Юрий Погребничко, Юрий Копылов, драматург Людмила Петрушевская и сценограф Давид Боровский.

Человек с Невы
8 декабря 1934 года в Ленинграде в семье известного актера Бруно Артуровича Фрейндлиха родилась дочь Алиса. В этом городе она живет всю жизнь. После школы Алиса Фрейндлих поступила в ЛГИТМиК, на курс легендарного педагога Бориса Зона. В 1957 году, окончив институт, она была принята в труппу Театра имени Комиссаржевской, а через четыре года стала ведущей актрисой Театра имени Ленсовета. Здесь, в театре Игоря Владимирова, она сыграла самые знаменитые свои роли — Джульетту («Ромео и Джульетта»), Селин Пичем («Трехгрошовая опера»), Таню («Таня»), Лику («Мой бедный Марат»), Гелену («Варшавская мелодия»), Щеголеву («Человек со стороны»). В 1983 году стала актрисой Большого драматического театра, где сыграла леди Мильфор («Коварство и любовь»), леди Макбет («Макбет»), леди Крум («Аркадия»). Среди фильмов с ее участием — «Агония», «Сталкер», «Д'Aртаньян и три мушкетера», «Служебный роман». Народная артистка СССР. Лауреат Государственной премии.






"Газета", 07 декабря 2004 года
 



© 2007-–2018 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.