Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

https://mnogoseptikov.ru реи тинг септиков для загородного дома.

Фрейндлих сыграла «Сюиту»

Когда-то Алису Фрейндлих не хотели снимать в кино, режиссеры считали ее некиногеничной, операторы не могли найти нужный ракурс, а кинокритики не уставали высказывать недовольство. Однако ей хватило ровно одной роли, чтобы навсегда закрепить за собой статус самой любимой актрисы, а созданная ею в "Служебном романе" Мымра, давно вошла в современный народный фольклор. Об актрисе, ее театре, ее кино и сегодняшних ролях читайте ниже.

Виски со льдом

"Хорошо, что Товстоноговский театр, не считаясь с академическим саном и почтенным своим возрастом, позволил себе роскошь быть легкомысленным", — благосклонно писали критики о постановке "Калифорнийской сюиты" в питерском БДТ.
"Совершенно очевидно: "Калифорнийская сюита" Нила Саймона в исполнении Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили обречена на зрительскую любовь и успех. Бродвейский шлягер, которого не хватало в суровом петербургском климате!" — вторили другие.
На эксперимент БДТ взыскательная петербургская публика взглянула одобрительно, однако, как того требует хороший тон, несколько свысока. Хвалить "коммерческую безделушку", сочиненную на потеху публике, в стране Чехова и Толстого не пристало. А вот давно любимым артистам кредит доверия и публика, и критика выдали еще до премьеры. На уже довольно возрастных звезд возложили почетную обязанность застраховать спектакль от пошлости и двусмысленности и своим зрелым мастерством превратить "американский виски со льдом в благородное вино".
Спектакль, впервые сыгранный на сцене БДТ в 1999-м, за годы действительно мог обрести хорошую выдержку.
"Калифорнийская сюита" — это три самостоятельных мини-пьесы. Фрейндлих и Басилашвили изображают три семейные пары, сменяющие друг друга в одном и том же номере отеля Лос-Анджелеса. В первом акте героиня Фрейндлих делит дочь с бывшим мужем, во втором она — актриса, переживающая из-за ничем не увенчавшейся номинации на "Оскар" и супружеских измен мужа-бисексуала. В третьем — она, мать почтенного иудейского семейства, застает мужа в номере с бесчувственной от похмелья любовницей, бессловесную роль которой, к слову, в премьерных постановках "Сюиты" исполняла дочь Фрейндлих Варвара.
Вино или виски? Каждый, кто побывал, узнал сам. Но смотреть на Фрейндлих — большое удовольствие всегда, вне зависимости от сценария и декораций. В зале ее встречали овациями, на сцене она много курила, говорила фирменным голосом с хрипотцой, излучала особое "фрейндлиховское" обаяние и как-то неожиданно бросала в зал смелые реплики вроде: "У тебя новая трогательная девушка? … И за какие же места она тебя трогает?". Остроумие по-американски из уст 70-летней русской актрисы слышать несколько неожиданно. Однако 30 лет назад, сыграв роль самой мягкой, человечной, сердечной и т.д. начальницы, Алиса Фрейндлих, судя по всему, навсегда влюбила в себя все население бывшего СССР. А когда любишь, прощаются даже небольшие погрешности.

От Феклуши к острохарактерной актрисе

То, что актерство ее призвание, Алиса поняла в раннем детстве. Родилась она в 1934 году в Ленинграде в семье известного артиста Бруно Фрейндлиха и Ксении Федоровой. Ее предки — немцы, приехавшие в Россию по приглашению Петра I развивать стеклодувное дело. "Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник и открывался захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь". С началом войны для Фрейндлихов настали тяжелые времена. От репрессий отца Алисы, потомственного немца, спасло лишь то, что ленинградский ТЮЗ, где он работал, эвакуировали в Ташкент. Алиса вместе с мамой осталась в Ленинграде. "Помню самую тяжелую блокадную зиму. Помню нашу семью, сплотившуюся вокруг бабушки… Еду она, чтобы не съели до срока, запирала на ключ. Помню свой прямо-таки кроличий взгляд на часы: я не отрывала глаз от стрелки, ожидая момента, когда дадут очередную порцию. Бабушка же держала дисциплину… Ведь многие погибали именно потому, что съедали все сразу. …Мы выжили, хотя у нас не было ни малейшего шанса".
В 1943 году в блокаде наметился просвет. В школе Алису, по ее признанию, "мотало" между балетом, вокалом и драмой. К выпускному вечеру среди сыгранных ею ролей было "немыслимое количество всяких Феклуш и сумасшедших барынь". В Ленинградский театральный институт имени А. Островского она поступила с первой попытки. Там Алиса продолжила совершенствоваться в "зрелых" ролях. На втором курсе она была старой глухой скотницей, а на выпускном убедительно сыграла очередную престарелую героиню, за что получила красный диплом со "специализацией" — острохарактерная актриса. Там же в институте она встретила своего первого мужа Владимира Карасева, брак с которым, правда, оказался недолгим.
 
Самый взрослый Малыш

В свой самый первый театр, театр им. Комиссаржевской, Фрейндлих на последнем курсе института взяли случайно, на замену заболевшей актрисе. В начале своей карьеры она играла мальчишек, обаятельных беспризорников, а также те роли, от которых, по признанию актрисы, отказывалась блистательная прима театра Эмма Попова. Однако постепенно популярность молодой актрисы росла, и в 1961 году ей сделали лестное предложение перейти в московский "Современник". Но изменять родному городу Фрейндлих не стала. К тому же она уже познакомилась с молодым режиссером Игорем Владимировым, который вскоре стал ее мужем, и, как пишут биографы, целой эпохой в жизни актрисы и Театра им. Ленсовета, руководителем которого он был назначен и куда пришел вместе с Фрейндлих. С именами Владимирова и Фрейндлих связывают расцвет "Ленсовета". Целая череда спектаклей имела оглушительный успех. "Время любить", "Первый встречный", "Пигмалион", "Таня"… В 1966 году Фрейндлих сыграла первую возрастную роль в "Трехгрошовой опере" — "немолодую дамочку из буржуазной среды, желающую лишь доходов и вещественного преуспевания". На московских гастролях "Ленсовета" очередь за билетами выстраивалась в несколько кварталов. Валерий Гаркалин позже вспоминал, как с друзьями они несколько часов просидели в туалете ВТО для того, чтобы увидеть игру Фрейндлих.
В 34 года актриса, уже будучи молодой мамой, потрясла публику своей новой ролью — Малыша из "Малыша и Карлсона". Эта роль для актрисы — самая любимая из всех любимых. Для ее дочери тоже. Варвара смотрела на маму из зрительного зала. Однажды в конце первого акта, когда Малыш остается на крыше один и кричит: "Я здесь совсем один, я совсем один!", дочка Варя разволновалась и прокричала: "Мамочка, я здесь!" Спустя пару десятков лет Фрейндлих сыграла эту роль еще раз. Но теперь из зрительного зала дочь наблюдала за ней вместе с внуками Никитой и Аней.
Однако блестящее возрождение "Ленсовета" не уберегло Владимирова и Фрейндлих от критики. После постановки "Ромео и Джульетты", где беременная Фрейндлих играла главную героиню, посыпались упреки в том, что ради жены Владимиров поступается интересами театра. Статьи расстраивали режиссера и, по признанию Фрейндлих, чуть их не развели. Однако спустя 20 лет совместной жизни и работы звездная пара все-таки рассталась. В 1981 году во время спектакля "Нечаянный свидетель", в котором Фрейндлих играла талантливого хирурга, она, выдержав паузу, произнесла: "Но время, отпущенное мне, кончается. Того гляди, пробьет мой час". Актриса прощалась и с "Ленсоветом", в котором прослужила 22 года и сыграла 22 роли. Провожали ее долгими аплодисментами. В 1983-м Фрейндлих перешла в БДТ. Ее третьим мужем стал молодой артист "Ленсовета" Юрий Соловей. Однако третий и последний брак актрисы, как и первый, был недолгим.
 
"Я и сама не лишена недостатков"


В интервью известному журналисту Михаилу Грушевскому актриса рассказала о своем переходе в БДТ.
– …Вы попали в совершенно другой театр — БДТ. Товстоногов вас переделал как актрису?
– Нет, мне кажется, что не переделал. Скорее, я переделалась сама со временем… Мне кажется, что БДТ — несколько крупнее по мазкам, по живописи, чем Театр Ленсовета. Поэтому мне пришлось взять другую кисточку...
– А не было страшно работать с таким режиссером?
– Было страшно. Но Георгий Александрович очень мудро внедрял меня в театр. Он меня хотел "снять с каблучков". Он думал, что во мне есть некоторый звездизм… Мне казалось, что не было. Но он предполагал, что должно быть. Поэтому быстренько назначил меня на крохотную роль.
– Я представляю бурю, которую вы устроили, когда вам дали эпизодическую роль.
– Совершенно нет, я с удовольствием, с азартом начала. Привыкала к обстановке, к партнерам, к способу жизни в театре. А потом, незадолго до премьеры, он вызвал меня и сказал; "Алиса, ну что мы будем бить пушкой по воробьям? Я на эту роль назначу икс, игрек, а вот для вас у меня есть Блондинка в пьесе Саши Володина". Это был ход, мне кажется. Он хотел, чтобы я немножко приубавилась, и ограничить меня хотел.
– А вам часто портили жизнь театральные интриги?
– Я думаю, что они были, и я как-то старалась понимать это. Вообще я стараюсь неглобальные людские недостатки прощать, потому что я сама их не лишена и думаю, что и другие имеют право на это…

Любовь не с первого взгляда

А вот отношения с кинематографом у Фрейндлих долго не складывались. Мешала ее некиногеничность. Первой ролью стала роль буфетчицы в "Полосатом рейсе", которой герой Леонова рассказывает о своих приключениях. В финале Фрейндлих убедительно поглощает эскимо. Когда вышла лента "Анна и Командор", где актриса сыграла более заметную роль, критики принялись ругать Фрейндлих за некиногеничность. Однако сама Алиса была искренне рада тому, что в картину попала именно она, а не назначенная Эдита Пьеха, которой муж из-за ревности запретил сниматься. Этот фильм и явил миру актрису Фрейндлих. А вот в "Гусарскую балладу" и в "Иронию судьбы" актриса не попала. Позже Рязанов признавался, что выбрал Барбару Брыльска, поскольку ему нужна была женщина, в которую можно влюбиться за одну ночь. В Алисе этого не было. В "Балладе" сыграла Лариса Голубкина.
Но звездный час Фрейндлих в кино все-таки настал. С выходом фильма "Служебный роман", сценарий которого, как многие решили, Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написали специально для Фрейндлих в качестве извинения за былое. Рязанов признался: "Не было никаких проб. Я просто приехал в Ленинград с предложением руки и сердца, чтобы она снималась безо всяких проб… У Алисы Бруновны, будем откровенно говорить, лицо нелегкое, и не всякий оператор может ее снимать. Но такое очарование душевное, такие глаза, такой талант… Для меня она красавица". Фрейндлих самозабвенно принялась за новую работу. Излазила всю гардеробную Мосфильма, где отыскала страшненький кримпленовый костюм 52 размера. Отработала "ломовую" походку. Благо, по ее признанию, начальственных теток, которые так ходили, было навалом.
Ради Фрейндлих Рязанов применил и театральную манеру съемки — снимали длинными кусками, долго репетировали. И в итоге получили настоящий кассовый успех, Госпремию, а Фрейндлих признали кинозвездой.
В следующий фильм "Три мушкетера" режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич утвердил Фрейндлих на роль королевы Анны Австрийской "не глядя". В 1984 году она снова сыграла у Рязанова в "Жестоком романсе", дав новую трактовку хрестоматийного образа Островского — Хариты Игнатьевны Огудаловой.
В последние годы с киноролями актрисе снова не очень везло. Пожалуй, самой заметной работой последних лет стала роль престарелой скульпторши в фильме "На Верхней Масловке". Со свойственной ей иронией Фрейндлих сообщила журналистам, что этой ролью закольцевала свою карьеру, которую начала со старушек.

"Пылкость должна сменить мудрость"

В отличие от кинематографа, театр любит актрису вот уже полвека и каждый раз предлагает что-то новое, как в случае и с "Калифорнийской сюитой". О своем отношении к новой роли актриса рассказывала в прямом эфире "Эхо Москвы".
– По жанру "Калифорнийская сюита" — это легкая комедия. С моей точки зрения, очень остроумная, потому что Нил Саймон вообще в этом смысле залихватский автор. Но у него в Европе неверная, с моей точки зрения, репутация: его считают бульварным автором. Я второй раз играю в его пьесе. Это не просто комедия, это комедия с грустными каплями.
– …Как вы вышли на "Калифорнийскую сюиту"?
– Еще Георгий Александрович (Товстоногов. — Прим. ред.), светлая ему память, был жив. Он выбрал комедию Нила Саймона "Этот пылкий влюбленный". …Мы играли ее с Владиславом Игнатьевичем Стржельчиком довольно долго… Было страшно горько, когда Владислава Игнатьевича не стало и мы были вынуждены расстаться с этим спектаклем… И мы стали искать другую пьесу у этого же автора. Моя подруга, которая живет в Калифорнии, внедрилась в толстенный том пьес Нила Саймона — он очень плодовит — и нашла такую пьесу.
– И все-таки эта пьеса Саймона есть продолжение "Пылкого влюбленного" в том смысле, что ваши герои — пылко влюбленные люди? Даже когда во второй части пьесы вы понимаете, что ваш муж любит вас не так, как вам хотелось бы, все равно вы — пылкие влюбленные. Не кажется ли вам, что Саймон писал всю свою жизнь одну историю?
– Я не знаю всех пьес Саймона, но надеюсь, что он достаточно разнообразен. Когда Саймон называл пьесу, "пылкий влюбленный" он ставил в кавычки. В том-то и дело, что люди пылко влюблены в начале своей жизни, в начале брака, а потом эта пылкость куда-то исчезает, и люди начинают делать глупости, ошибки для того, чтобы вернуть эту пылкость каким-то образом. Эта тема действительно объединяет эти две пьесы. …Чтобы не совершить глупости и ошибки, люди пытаются восстановить и найти эту пылкость, а она, к сожалению, ускользает. Ей на смену должна прийти какая-то мудрость, которая определит стабильность бытия…

Почти актерская династия

Не так давно актриса призналась: "Сейчас нет интересных ролей для актрис моего возраста. Обидно, что нет мюзиклов, в которых главная роль досталась бы пожилой актрисе. Я, конечно, сопротивляюсь, делаю концертные программы, работаю "на стороне", храбрюсь, чтобы не сразу сесть у печки и вязать носки".
Правда, представить темпераментную актрису "у печи" очень и очень сложно. И хотя в страстной любви к дочери и внукам она признаваться не устает, роман с театром еще долго не позволит ей засесть за вязание носков.
А вот у дочери Варвары отношения с театром не сложились. Варвара окончила театральный институт, однако сомнения в том, что она не сможет подняться до родительского уровня, одержали верх. Теперь Варвара со смехом вспоминает: "Помню, мама наигрывала на рояле и пела какую-то детскую песенку, чтобы я за ней повторяла, хотела понять, есть ли у ребенка слух. Вот она поет, а я молчу. Она: "Ну, Варенька, я сейчас спою, ты за мной повтори". Я долго смотрю на нее тяжелым взглядом, а потом говорю: "Поешь? И пой!"
Сожаления о том, что Варвара не стала актрисой, мама не скрывает: "Варвара имела все основания для того, чтобы быть актрисой, просто ее немножко напугали тем, что все время сравнивали. А она из природы улиток — она замкнулась… Про меня тоже говорили в институте — ни кожи, ни рожи, попала в институт, папа там. Но я знала, что не могу без театра". Сейчас Варвара посвящает себя детям, мужу Сергею Тарасову, вице-губернатору Санкт-Петербурга, и вместе с мамой наверстывает время, утраченное из-за ее занятости в детстве.
А Фрейндлих сегодня, пожалуй, единственная актриса в стране, которая не скрывает своих недостатков ("Да, курю. Может быть, я просто себя слишком люблю и потому не лишаю себя такого удовольствия"), свой возраст и сделанные пластические операции. "Я не буду лукавить и говорить, что этого не нужно. Нужно! Я сама сделала подтяжку, когда мне было 53 года". А на вопросы, тяжело ли быть красивой, отвечает: "Не знаю, не пробовала". Еще она верит в целую кучу примет — пережидает черную кошку, садится на упавший сценарий, даже если на улице проливной дождь, воровато заглядывает в гороскопы. "Во мне противоречиво уживаются и вера, и какой-то мистический уклон". И считает, что ангел-хранитель у нее, скорее всего, есть: "Правда, я с ним напрямую не общалась, но чувствую его все время".

Екатерина Дмитриева, газета "Яблоко"
21.09.2007  



© 2007-2024 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.