Этот тонкий человек Рязанов
«СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН» Эльдара Рязанова среди кинокомедий — долгожитель: ему уже стукнуло двадцать два. Так что историю мымры-начальницы, преображенной любовью, мы успели заучить наизусть. И все равно прилипаем к экранам, чтобы вновь поулыбаться и повздыхать над судьбами смешных и милых сердцу людей. Героев фильма сыграли Андрей МЯГКОВ, Олег БАСИЛАШВИЛИ, Светлана НЕМОЛЯЕВА, Лия АХЕДЖАКОВА. А в главной женской роли блеснула несравненная Алиса ФРЕЙНДЛИХ. Вот что Алиса Бруновна рассказывала о съемках: — Есть люди, которых я люблю, ценю, есть те, которых боюсь. А Рязанова я обожаю! Его много, он — большой, широкий, добрый, нежный, умный, с юмором. Все то, что я высочайшим образом ценю в людях, в нем есть. Рязанов — очень тонкий человек, хоть на вид толст. И это изумительно! Первый раз мы общались на предмет съемок в «ГУСАРСКОЙ БАЛЛАДЕ». Я там не сгодилась. Но Эльдар Александрович даже отказ мне сделал комплиментарно: «Алиса, ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик». Как можно обижаться на такое? Потом Рязанов позвал меня на роль Алевтины в «ЗИГЗАГЕ УДАЧИ» уже по принципу явной некрасивости, как я поняла (Алевтину сыграла Валентина ТАЛЫЗИНА. — ТС). Но я и тогда не смогла сниматься. Как раз должна была родиться моя Варюшка, я была на сносях. Конечно, испытывала чувство вины, хотя и невольной. А Эльдар Александрович все звонил — на всякий случай узнавал, не стряслось ли чего, что для меня было бы трагедией, а для него — возможностью меня снимать. Было это очень по-детски и выглядело безумно наивно и трогательно. Дальше был «СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН». Театр меня неохотно отпускал — не нравилось, что я должна уезжать из Ленинграда на большой срок: раньше-то все по мелочам снималась. И Рязанов театр <готовил> очень долго и тщательно, заранее все продумал, рассчитал. Нагрузка тогда на меня легла совершенно дикая, иногда по шесть ночей приходилось проводить в поезде, ездила из Москвы в Ленинград туда-обратно. Бывало, после <Стрелы> попадала в кадр такая помятая! Но Эльдар Александрович со мной обращался очень бережно. Давал поспать, а когда такой возможности не было, настраивал гримера, чтобы мне делали всякие припарки к <морде лица> — разгладить бессонные ночи. Рязанов сам любит импровизацию и разрешает ее актерам. Понимает, что все ненужное потом отстрижет. Естественно, кто шутит — тот рискует, и какие-то глупости на съемках допускались. В результате после <Служебного романа> у Эльдара Александровича оказался в руках огромный материал, которого, как он говорил, на четыре фильма хватит. Ну и какие-то сцены пришлось потом изымать, отсекать. Но обид у меня никаких не осталось. А еще была роль Огудаловой в «ЖЕСТОКОМ РОМАНСЕ». Этому предложению я очень удивилась. А Рязанов объяснил, что ему не нужна монстриха, которая гробит одну дочку за другой. А нужна несчастная женщина, которая осталась вдовой еще будучи молодой и <сама еще годна в дело>. Потому она и крутится как уж на сковородке — и дочерей бы замуж выдать, и себя не забыть! Так что у Огудаловой — отдельная драма, не только семейная, но и своя, женская. Это я и старалась сыграть. Говорю от души: на съемках мне всегда было с Рязановым очень хорошо и комфортно. А это — бесценный подарок судьбы.