Если комедийный спектакль серьезен
В последние годы и в драматургии, и в режиссуре, и в актерском искусстве идут сложные и настойчивые поиски наиболее тонких и точных способов анализа окружающей жизни. Пока еще рано присуждать кому-либо пальму первенства. Но несомненно одно- победа приходит к художнику ,будь то драматург, режиссер, актер , тогда ,когда он стремится к серьезному исследованию современной действительности, к исследованию ее тенденций, конфликтов, характеров.
Относится ли все сказанное к спектаклю комедийному? Конечно. Это истины общеизвестные. Но в действительности мы не так уж часто, посмотрев веселый, остроумный спектакль, от души посмеявшись, выходим из театра, обогащенные какими-то свежими наблюдениями. Вот почему постановка Ленинградского театра имени Ленсовета "Первый встречный" (режиссер И.Владимиров) привлекает к себе внимание.
Прочитав новую пьесу ленинградского драматурга Ю.Принцева "Первый встречный", можно сказать: она написана о том, как бригада коммунистического труда помогла пареньку Алексею Лапину, выпущенному из исправительной колонии, найти настоящую дорогу в жизнь. Посмотрев спектакль "Первый встречный" в театре имени Ленсовета, приходишь к выводу, что речь идет, конечно, не только об этом. Тема воспитания "вывихнутой" личности рабочим коллективом не нова. Да и обращаясь к ней, драматург не приоткрыл каких-то особых глубин. Но в пьесе Ю.Принцева присутствует более широкая мысль: помогая другому человеку, сам становишься душевно богаче и сильнее. Эта мысль прочерчена автором бегло, пунктирно, тем не менее, она прочерчена. Театр акцентировал ее, выдвинул на первый план. Алеша Лапин занял в спектакле одно из основных мест, но отнюдь не центральное. Алешина судьба заинтересовала театр так же, как судьба заводских ребят, протянувших ему руку помощи, как судьба молоденькой кондукторши Лели Чистяковой.
Для режиссера оказалась привлекательной, прежде всего динамика характеров, их внутреннее развитие. На сцене — бригада коммунистического труда. Что же отличает этих людей от окружающих? По ходу действия мы узнаем, что члены бригады — фигуры отнюдь не идеальные. Пожилого рабочего Константина Тимофеевича (арт. О.Каган) товарищи упрекают в излишнем пристрастии к собственному загородному садику. Бригадир Анатолий Бобров (А.Эстрин) любит быть на виду, позировать. Зинка Капкова (А.Фрейндлих) демонстративно заявляет, что всю свою получку истратит на какую-то необыкновенно модную юбку. Может быть, это лишь способ "утепления" положительных персонажей, еще недавно применявшийся некоторыми драматургами? Нет, и для автора, и для театра положительность героев прежде всего в том, что, воспитывая других, они все строже и строже относятся к себе. Кульминацией каждой роли становится момент внутреннего перелома. А в спектакле такой перелом происходит не только с Алешей Лапиным (Л.Дьячков).
После внезапного откровенного объяснения с Малининым преображается Зинка — А.Фрейндлих. Шумливая бравада уступает место сдержанности, просветленной сосредоточенности. Ожесточенная схватка с хулиганами из-за Алеши неуловимо меняет самого Малинина — К.Григорьева. Он становится взрослее, мужественнее, перестает стесняться своего чувства к Зине, прятаться за небрежные, насмешливые словечки и при встрече с любимой девушкой говорит просто и сердечно. Наступает момент, когда и дядька Костя — О.Каган с насмешкой над самим собой рассказывает Лапину, как он, старый рабочий, дошел до того, что стал считать засаленные рубли и складывать их в кубышку. И в этом ворчливом человеке все яснее ощущается неугасшая молодость, энергия, веселое озорство. Леля Чистякова — М.Бурханова, девочка в модном платье и с модной прической, мечты которой, казалось, ограничивались пилоточкой стюардессы, встретив искреннее, человеческое участие со стороны Зины, отказывается от наивной ребяческой рисовки, и перед нами предстает человек очень чистый, очень застенчивый.
Познакомившись с героями, зритель проходит вместе с ними какой-то кусочек их жизненного пути. Он узнает, что за ершистостью, нарочитой бравадой может скрываться огромная тяга к гуманности, красоте человеческих отношений. И когда в самом финале Зинка, Леля, Малинин, Бобров, дядя Костя, примостившись друг около друга, напевают простенькую лирическую песню, с ними прощаешься как с людьми живыми и близкими.
Режиссер избегал какой-то мелочной бытовой детализации. Он резко усилил комедийное начало спектакля. И.Владимиров не только не стушевывал комедийной ситуации, но непрерывно обострял ее. Достаточно вспомнить первую встречу Зинки и Лели — поединок двух "львиц", придирчиво осматривающих друг друга, который заканчивается объятиями и слезами. В большинстве случаев подмеченная в жизни, точно найденная, остроумная деталь помогает актеру полнее раскрыть характер, осветить его с новой стороны, порой неожиданно. Смех в зрительном зале рождается от искреннего сочувствия героям.
Правда, в спектакле присутствует и комедийность другого рода. В одной из первых сцен в общежитии влетает комендант — мужеподобная особа, лихо хлопающая себя по бокам в поисках спичек. Здесь режиссер во что бы то ни стало решил рассмешить зрителя, и живая ткань спектакля разрывается мертвым грубым штампом. За Зинкой Капковой усиленно ухаживает морской старшина (Н.Пеньков). Ни режиссера, ни исполнителя не заинтересовал внутренний мир этого паренька. И вот рядом с многогранным характером, созданным Фрейндлих, на сцене возникает один из бесчисленных опереточных вариантов "сухопутного" моряка, безбожно врущего про штормы в "Бискайке".
Но живая правда побеждает в спектакле. В "Первом встречном" заняты актеры различных поколений, от признанного мастера О.Кагана до учеников студии театра К.Григорьева, В.Ильичева. И при всей несхожести творческих индивидуальностей, разница в опыте причина успеха каждого из исполнителей заключена в одном — во внимании к современной жизни, к ее процессам. Именно это позволило театру, поставившему пьесу, не претендующую на глубинное исследование характеров, создать спектакль, который приоткрывает некоторые очень существенные и очень привлекательные черты нашего современника, нашей молодежи.
"Советская культура" 19 июля 1962 г.