Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

https://officemebel.com офисная мебель в москве купить офисная мебель. Ремонт и отделка Полов в москве под ключ.

День рождения на Владимирском

Театр имени Ленсовета приглашает нас на день рождения. Не на один — на два. Свое сорокалетие отмечает героиня нового спектакля "Пятый десяток". Это событие совпадает и с появление нового автора — Александра Белинского. Телезрители знают его как режиссера . теперь мы можем познакомиться с ним как с драматургом. Его пьеса написана для Алисы Фрейндлих, посвящена ей. Артистке предоставлено право первого исполнения главной роли. Русский театр прошлого века знает множество примеров того, как писали драматурги "бенефисные" роли специально для ведущих, любимых ими актеров и нередко даже пользовались правом совместного с режиссерами распределения ролей. Теперь это обычно не принято. Тем интереснее, что автор новой пьесы вернулся к этой традиции. Алиса Фрейндлих получила роль, в которой заложен необходимый и достаточный материал для раскрытия граней ее таланта.

Праздничность спектакля отнюдь не в том, что центральная его сцена — день рождения героини, шумный сбор гостей, веселое (хотя и совсем небезоблачное) застолье. Радостна новая встреча с художниками, способными на языке своего искусства вовлечь в разговор о вещах, которые зрителю интересны и важны. Пьеса А. Белинского имеет жанровый подзаголовок — "почти комедия". Спектакль порой кажется драмой. Он рождает ощущение подлинности жизни, возникающей на сценических подмостках. Это ощущение исходит прежде всего от игры Алисы Фрейндлих. Привычный термин "игра", примененный к современному уровню искусства актера, думается, неполно и неточно отражает то, что порой происходит на сцене. И какие бы наречия и определения ни ставить рядом — хорошо, плохо, бесцветно, блестяще — все равно глагол "играть"- не более чем обозначение профессии. А хорошо играют сотни актеров.

Но вот Екатерина Александровна Елочкина, героиня спектакля, спускается на землю с громоздкого сооружения из стола и стула, на котором застает ее первое раскрытие занавеса, и перед нами начинает разворачиваться жизнь обыкновенной и необыкновенной женщины. И зрители, затаив дыхание, ждут, что она скажет, как поступит, волнуются за нее, огорчаются, радуются. Одно из чудес театра состоит в том, что сценическое существование героя способно преобразить поначалу разобщенных зрителей, превратить их в неравнодушный коллектив. Так происходит и на этом спектакле. В зале с первых же сцен появляется множество единомышленников и защитников Екатерины Александровны. Потому что она нуждается именно в них. Она предстает перед нами слабой и беззащитной — даже тогда, когда готова ослушаться прямого приказа начальства, даже когда решается сказать хорошей знакомой: "А ты мне не подруга!". В ее беззащитности и слабости — не только одна из черт ее женского очарования. В них — ее сила. В них — основа характера, в котором заложены и твердость, и красота.

Нет смысла пересказывать жизнь Екатерины Александровны. — это неизмеримо интереснее сделает Алиса Фрейндлих, когда вы придете в театр. Скажу лишь, что знакомство с этой женщиной ,нашей современницей, которая самоотверженно трудится на одном из самых передовых участков культуры, доставляет глубокую радость.

В пьесе действуют еще десять персонажей — у каждого свой характер, свои жизненные проблемы, своя судьба. Но интересно: они важны в спектакле тем, какой стороной своей личности повернуты к Ёлочкиной, как относятся к ней, что думает о них она.

А ближе других Екатерине Александровне — дочь Ася. И здесь мы снова попадаем на "день рождения": молодая артистка Н. Карпеченко, недавно окончившая Московское театральное училище имени Б.В. Щукина, дебютирует в этой роли. И начинает удачно: в облике Аси — несомненная узнаваемость черт и примет поколения. Ее героиня — красивая и самоуверенная девушка, которая выглядит и ведет себя "современно". И ей кажется, что она прекрасно разбирается в других, когда на самом деле еще не научилась разбираться в собственном душевном сумбуре. Артистка уверенными штрихами нарисовала портрет своей хорошо знакомой ей современницы.

Вообще, в спектакле немало дебютов. Впервые выступила в Ленинграде Г. Молчалова — она играет инструктора управления культуры. Впервые на сцене Театра имени Ленсовета (после перехода сюда из театра комедии) выступает Б. Улитин. Ему поручена роль Виталия Маринина, непривлекательной личности, которая, однако, занимает немаловажное место во взаимоотношениях героев спектакля.

Итак, в репертуаре театра появилась еще одна интересная работа о людях сегодняшнего дня. Театр поднимает несколько серьезных и нерешенных вопросов воспитания, нравственности, дает зрителям представление о том, как эти вопросы должны решаться. Постановщик спектакля И. Владимиров подарил нам поэтичное сценическое повествование о душевно и нравственно прекрасной современнице. И эта поэтичность спектакля подчеркнута в музыке композитора Г. Портнова.

Вместе с тем в спектакле есть и особенность, о которой следует сказать, драматург написал для Алисы Фрейндлих великолепную, "бенефисную" роль. Артистка играет ее с блеском. Отчасти поэтому, как уже говорилось , другие персонажи спектакля занимают зрителей в меньшей степени. Это ставит актеров в нелегкое положение. И жаль, что даже наиболее значительные актерские работы представляются не вполне завершенными. И экстравагантность подруги Ёлочкиной, эстрадной певицы Ксении Ивановны в воплощении В.Улик, и старомодная деликатность соседа по квартире Якова Григорьевича, немолодого человека, ветерана войны, которого мягко играет О. Каган, и рыцарское благородство Асиного друга — Пети в исполнении А. Захарова неполно раскрывают характеры персонажей пьесы. Все они порой выглядят рядом с Екатериной Александровной однозначными фигурами. К сожалению, несколько сдержанным рисует научного сотрудника Игоря Николаевича артист Л.Дьячков, хотя это один из центральных персонажей, благодаря которому разворачиваются события.

В последнем эпизоде спектакля появляются дети. Еще К.С. Станиславский заметил, что дети на сцене разрушают правду сценического мира. Боюсь, что театру переспорить Станиславского не удалось.

И все же мы покидаем этот "день рождения" с чувством сожаления, что он уже окончился, и с благодарностью театру за новую интересную работу.

 

автор Юрий Алянский

"Вечерний Ленинград" 1 февраля 1977 г.  



© 2007-2024 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.