Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

https://ndn.info/nikolaj-samokhin написанные автором Николай Самохин.

Четыре встречи с БДТ

"Театральный Петербург в Риге" завершился в декабре гастролями Большого драматического, который ныне носит имя Георгия Александровича Товстоногова, великого строителя театра и режиссера. Театр живет и работает без него уже восьмой год, стремясь сохранить его постановки, а главное — его этику в отношении к сцене и друг другу. Не бедствует, как заметил нынешний художественный руководитель К.Лавров в разговоре с журналистами, но до прежней славы, когда спектакли БДТ становились событием "союзного значения", уже далеко. Хотя имена товстоноговской "гвардии" сохранили свою притягательность и поныне: О. Басилашвили, Е.Лебедев, Л. Макарова, З. Шарко, В. Ковель, К. Лавров, А. Толубеев и несколько позже влившиеся в нее А. Фрейндлих и Н. Усатова. Сегодня прославленный театральный коллектив в гостях у газеты. Многие рижане шли на спектакли, едва справляясь с волнением. Одним предстояла встреча с кумирами молодости — какой она будет? Другие боялись разочарования: зная актеров лишь по кинофильмам, не были уверены, что они будут так же блистательны на театральной сцене. Кто-то шел просто из любопытства: что это за театр, о котором не так давно говорили, что он — лучший из лучших? Четыре спектакля показали петербуржцы на сцене Театра русской драмы. Своего "долгожителя" — пьесу "Энергичные люди" В.Шукшина, на которой до сих пор зрительный зал "разламывается", хотя спектакль прошел уже 400 раз. Пьесу в БДТ принес сам Василий Макарович 22 года назад. Критика тогда "Энергичных людей" приняла в штыки, а публика — с восторгом. По сей день в репертуаре театра нет пьесы, которая могла бы затмить шукшинскую, тем более в постановке Г.Товстоногова. Именно поэтому эта работа так дорога театру. А уж Евгений Лебедев просто искры высекает, хотя делов-то — украли пять покрышек! Блистательный спектакль Д. Астрахана по пьесе А.Островского "Женитьба Бальзаминова" поставлен в 1989 году, "Коварство и любовь" Шиллера — в 1990-м и премьера 1996 года — "Антигона" Ж. Ануя. Обе последние постановки осуществлены грузинским режиссером Темуром Чхеидзе. По меткому выражению Алисы Фрейндлих, он находится "в состоянии шпагата" между Петербургом и Тбилиси, поскольку работает в обоих городах, расположенных отнюдь не по соседству. Труппа Чхеидзе обожает. И он, как видно, не меньше обожает талантливых актеров, стараясь открыть в них новые грани. Но открытий все же в Риге было немного. Возьму на себя смелость утверждать, что подлинным открытием — "знакомым незнакомцем" — стал для зрителей Андрей Толубеев. Его Бальзаминов затмил всех. Разве что Нина Усатова "устояла" — столь грандиозна по таланту и габаритам ее купчиха Белотелова, что надо было родиться Толубеевым, чтобы не потеряться на таком фоне. Впрочем, и роль Вурма в "Коварстве и любви" в исполнении Толубеева-младшего достойна отдельного разговора. Правда, я лично большего потрясения ожидала от исполнения А.Фрейндлих роли леди Мильфорд и от К.Лаврова в роли Президента. Они, конечно, хороши, профессиональны, но "не забирает", как говаривали в старину. В последней премьере БДТ "Антигоне" ярко чувствуется почерк Чхеидзе, возможно, из-за этого актерское звучание кажется приглушенным. Но спектакль еще "зелен", ему определенно нужна "выдержка", как хорошему грузинскому вину. Нет, не зря к нам приехали петербуржцы. Они говорили о себе очень искренне, не скрывали своих проблем и недостатков, ждали от нас поддержки. А разве можно на такое не откликнуться сердцем? Спасибо ушедшему году за встречу с теми, кого "сделал" великий Товстоногов!



© 2007-2024 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.