Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

Бедный Марат

     В разочаровании часто бывает виноват сам разочаровывающийся. Человек создающий себе фактический мир, непременно, рано или поздно, столкнется с действительной жизнью и ушибается тем больнее, чем выше была та высота, на которую подняла его прихотливая мечта. Кто требует от жизни невозможного, тот должен обмануться в своих надеждах". Это сказал Писарев. Простая и великолепная писаревская мысль навязчиво преследовала нас на спектакле театра имени Ленсовета, потому что в пьесе А.Арбузова "Мой бедный Марат" "прихотливая мечта" выдается за романтику: а те, которые "требовали от жизни невозможного", стоят, якобы, на пороге "великих свершений". И все потому, что в пьесе, а следовательно, и в спектакле нет никакого столкновения " с действительной жизнью".
     Но сначала о пьесе. Сюжет ее крайне прост. Суровая блокада свела трех молодых людей, почти подростков. Это Марат, Лика и Леонидик (не Леонид, а хрупкий болезненный Леонидик). Марат дежурит на крыше домов, Лика работает санитаркой в больнице, Леонидик болеет.
     Марат мечтает стать строителем мостов (а пока он постоянно выдумывает героические эпизоды, будто бы приключившиеся с ним, чтобы пленить воображение Лики). Лика мечтает сделаться медиком-исследователем, Леонидик видит свое будущее в поэзии. Марат и Леонидик любят Лику, Лика, похоже, любит Марата, но проявляет такое сострадание к Леонидику, что зритель всерьез начинает ломать себе голову: а, может, она любит Леонидика, а? Тем более, что Марат пытается скрыть свою ревность, и в конце-концов уходит на фронт, чтобы доказать, что он не болтун, что и он может стать настоящим героем.
     1946 год. К Лике, ставшей рядовым врачом, приходит Леонидик. Он инвалид — на войне потерял руку. Леонидик и Лика ждут Марата, о судьбе которого им ничего не известно. И вот появляется Марат. Ба, да он же в самом деле герой! На груди поблескивает звездочка.
     И снова они втроем. Снова мечется Лика, ну, точь-в-точь как в известном двустишии:

Ах, две души в душе моей,
Одна не может от другой отъяться.

     Наконец, Марат не выдерживает и ставит вопрос ребром: он, или Леонидик? Лика опускает руку на плечо Леонидика — она остается с ним.
    Проходят годы. Лика все еще рядовой врач — мечты о научной работе лопнули, как мыльный пузырь. А раз она не великий человек, ей тоскливо. Тоскует и Леонидик. Он издал несколько книжек стихов, серых, но "правильных", и так как критика не поднимает вокруг него шума и не окружает его ореолом, хотя бы трагическим, он тоже чувствует себя несчастным. Правда, супруги создают иллюзию счастливой жизни, но навестившего их Марата не обманешь. Он все понял. Да и у Марата кризис. Он струсил, не пришел на помощь своему товарищу в осуществлении смелого проекта и терзается этим. Лика все время называет Марата "бедным". "Мой бедный Марат". Почему "бедный"? Потому, видите ли, что Марат все время витает в облаках и никак не может опуститься на грешную землю. Марат откровенно высказывает Лике и Леонидику, что он думает о их жизни. Им это не нравится. Марат уходит, твердо решив переиначить свою судьбу. Но и Леонидик понял, что дальше так жить нельзя. Он решает поставить все на свое место и делает это весьма оригинальным способом. Для начала он шлет телеграмму Марату с просьбой приехать. Затем оставляет Марата с Ликой ("ты сейчас очень нужен Лике. Без тебя она может погибнуть"), а сам отправляется заново создавать свою биографию. Лика облегченно говорит ему: "прощай!". Зрителю полагается восхититься мужеством героев и уйти со спектакля в полной уверенности, что герои стоят, наконец-то, на пороге осуществления своих мечтаний — стать великими (строителем, исследователем, поэтом). Но, что за чертовщина! Мы выносим одну мысль: пройдет несколько лет, Леонидик снова вернется к Лике, а в странствия отправится Марат, а там: может, снова начнется все сначала. Действие охватывает большой период времени (с военных лет до наших дней), но ограниченность в пространстве (все время — комната Лики) и бесконечные монологи вызывают в памяти произведения эпохи классицизма. Впрочем, пьеса так и называется — "диалоги в трех частях". Но выразить настроение времени, а главное — показать отношение герое к обществу и его проблемам — эти диалоги оказались бессильны. Конечно, мы узнаем кое-что о жизни действующих лиц вне этой комнаты. Но в основном создается впечатление, что они заперлись в камерный мирок своих чувств и переживаний, по сравнению с которыми все остальное не имеет большого значения. Герои не жизненны еще и потому, что они слишком уж грубо втиснуты в надуманную схему.
     Итак, пьеса "Мой бедный Марат" перенесена на сцену Ленсоветовского театра (постановщик И.Владимиров). Бросается в глаза творческий почерк театра: высокая актерская и режиссерская культура, своеобразное художественное оформление, подчеркивающее настроение персонажей (художник А.Мелков). И все же, никакое режиссерское и актерское мастерство не компенсирует изъяны драматургии. Театр не несет ответственности за слабую пьесу. Театр можно обвинить лишь в выборе таковой.

 

"Молодежь Молдавии" 31 июля 1966 г.



© 2007-–2018 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.