Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

Смотрите подробности бумага магазин интернет у нас.

Алиса из страны чудес под названием «Театр»

Алиса Фрейндлих — почётный гражданин Санкт-Петербурга, лауреат Государственных премий, народная артистка СССР, не только по званию, но и по существу, обладательница разных почётных орденов и медалей. Сегодня у неё юбилей.
В отличие от многих представителей публичных профессий она не любит "светиться" в обществе, говорить о себе, давать интервью. С ее точки зрения — всё это наносное, ненастоящее. Мишура. Её жизнь — Творчество.
В 1983-м Алиса Фрейндлих покинула сцену родного ей Театра имени Ленсовета и перешла в звёздный БДТ, в вотчину Георгия Товстоногова. И вот двадцать лет спустя Алиса Фрейндлих вернулась на сцену Театра имени Ленсовета. Накануне "круглой даты" она сыграла в премьере спектакля Эрика-Эммануэля Шмитта "Оскар и розовая дама". Но это никакая не сенсация. Алиса Бруновна постоянно подчёркивает, что остаётся актрисой БДТ, а этот спектакль# ну что-то вроде поездки на малую родину.
Художественный руководитель театра Владислав Пази счастлив, потому что сбылась его мечта — вернуть Фрейндлих на ленсоветовские подмостки. И что интересно — она вернулась почти в такой же роли, в каких её впервые видел подросток Слава Пази на сцене Театра имени Комиссаржевской. Там она играла четыре года после окончания Ленинградского театрального института. Там в конце 1950-х он её запомнил в мальчишеских ролях. И вот у него в постановке в конце 2004-го она тоже выступает в роли мальчика. Впрочем, особенно удивляться не стоит: Алиса Фрейндлих оканчивала институт с характеристикой: травести и острохарактерная актриса.
Амплуа травести подчас вызывает среди людей из театрального мира эдакую усмешку. Да и бог-то с ними. Подлинному таланту доступны непостижимые высоты и в "травестишных" ролях. Режиссёр Нора Райхштейн любит рассказывать историю о том, как Алиса Бруновна, будучи уже примой Театра имени Ленсовета, получила роль Малыша в спектакле "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше". Когда она только заикнулась художественному руководителю театра Игорю Владимирову о том, что хочет предложить эту роль Фрейндлих, он только усмехнулся: "Ну, попробуйте её уговорить". Наутро, ознакомившись с ролью, Фрейндлих сказала смущённо: "Мне ведь, наверно, уже поздно играть Малыша". "Но у вас такая молодая душа, — ответила Райхштейн.
И что? Этот спектакль для детей оказался единственным (не в стране ли вообще?!), который шёл по вечерам и при этом был аншлаг.
Пьеса "Оскар и розовая дама" будто специально написана для Фрейндлих, чтобы обозначить вехи её творчества. Ведь по сюжету спектакля десятилетний Оскар становится самым близким другом солидной дамы с молодой душой. Как не вспомнить слова Райхштейн о молодой душе знаменитой актрисы?
И как не вспомнить первую роль Алисы Бруновны в БДТ? Её героиня Ирина из пьесы Александра Володина "Блондинка" (спектакль назывался "Киноповесть с одним антрактом") не желала покоряться заведённому ходу вещей: молодая, скорее даже юная душа пульсировала в ней — она была готова сжигать за собой мосты, судить ближних с максимализмом, достойным подросткового возраста, и причинять окружающим её близким людям боль...
Эта "розовая дама" совсем не похожа на володинскую Ирину, собственно, как ни одна роль, исполненная Фрейндлих, не похожа ни на какую другую. Единственно, что их роднит, — душа. Душа.

Нет души — не будет образа, ни положительного, ни отрицательного — никакого! Потому что, как сказала она на одной из многочисленных встреч со зрителями, "лучшие произведения, даже самые критичные, трагедийные или остросатирические, всегда возвышенны, всегда несут духовное очищение. В любом здании, возведённом средствами искусства, должно быть окно".
Жизней, "прожитых" Алисой Бруновной на театральных подмостках и в кино, — множество. Перечислять только широко известные — долго, да и ни к чему. Наиболее любимой народом героиней Фрейндлих, не боясь ошибиться, можно назвать Людмилу Прокофьевну Калугину из "Служебного романа". Но это — благодаря широким возможностям киноискусства. Театралы назовут ещё не один десяток сценических жизней, запавших в их душу благодаря неподражаемому таланту Алисы Бруновны. Пусть этих жизней будет ещё много-много. И в театре, и в кино.



© 2007-–2018 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.