https://blagstroi.ru бетонные заборы для улиц: установка забора из бетонных.
Алиса Фрейндлих в меняющемся мире
Не знаю никого, кто бы не попадал в плен ее совершенно необычного обаяния. Открытость лица, хрупкая фигурка, лучистые глаза — прелестны, но чарует в ней редкое душевное изящество. Музыкальность как особый дар на драматической сцене придает актрисе неповторимый шарм. И по прошествии многих лет незабываема то нежная, то бередящая интонация ее модулирующего голоса. С первого появления на подмостках она была редкостно индивидуальна и одухотворена.
Слава пришла к ней во времена, когда реклама еще не возносила артистов в "одночасье" на Олимп. То была пора, вошедшая в историю под названием "оттепели". В театрах на смену официозу, монументально-патетической подаче слова зазвучали искренние и искренностью обезоруживающие голоса. Приход весны в общественном сознании совпал с появлением Алисы Фрейндлих.
Что бы она ни играла, она заполняла пространство роли своей личностью. Поначалу это были ее сверстницы — современные девушки в спектаклях Ленинградского театра имени Коммисаржевской, куда она была приглашена сразу после окончания Ленинградского театрального института. Незатейливые песенки ее героинь передавали по радио, их подхватил "весь" Ленинград. Алису Фрейндлих полюбили. И не будет преувеличением сказать о том, что она стала кумиром.
Сценические успехи Алисы Фрейндлих во многом были предопределены полученной ею школой на курсе педагога Бориса Вульфовича Зона, выпустившего плеяду блестящих актеров. Назову для примера имена С.Юрского, Н.Теняковой, З.Виторгана, А.Балтер...
Да и по рождению молодая актриса наследовала театральные гены. Ее отец — Бруно Фрейндлих — маститый актер Ленинградского драматического театра имени Пушкина (бывшего Александринского), сохранявшего традиции императорской сцены. Правда, говорят, он не поддерживал дочь в ее стремлении к артистическому поприщу... И ей не пришлось получить от него поддержку на выбранном пути.
Важнейший этап биографии Алисы Фрейндлих связан с Театром имени Ленсовета, где она играла более двадцати лет. Театр возглавлял (и возглавляет поныне) режиссер Игорь Владимиров, художник яркого дарования с мюзик-хольным направлением. Он выявил синтетические возможности артистки, ее умение петь, двигаться, танцевать. Она стала первой леди театра, все эти годы играя с немыслимыми перегрузками. И немудрено, без ее участия театр не имел аншлагов.
Она играла в спектаклях "Женский монастырь", "Последний парад", "Люди и страсти" и была в них главным центром притяжения. Все произнесенное ею приобретало особый душевный смысл. Самая рядовая бытовая роль возвышалась ею до поэзии. В "Последнем параде" она пела новые прекрасные песни М.Таривердиева, в том числе лиричнейшую "Музыку", посвященную Шопену. В феерии "Люди и страсти", где она конферировала вместе с М.Боярским, она сыграла сцену Елизаветы из "Марии Стюарт" Шиллера и сцену Уриеля Акосты из знаменитой некогда, одноименной пьесы Гуцкова, поражая мастерством перевоплощения, рано накопленной сценической техникой. Необычайно выразительно исполняла она песню Г.Гладкова на слова Г.Гейне "Мария-Антуанетта". Нежнейший камерный голос артистки воссоздавал чудовищную фантасмагорию: бал обезглавленных королевы и фрейлин...
Вот тогда и повеяло мощным драматическим дыханием со сцены...
Когда И.Владимиров ставил "Трехгрошовую оперу" Брехта-Вайля, казалось, кому как ни Алисе Фрейндлих играть юную Полли? Но Фрейндлих подготовила свой первый сюрприз, сыграв старую высохшую как швабру миссис Пичем. Ее героиня выглядела сошедшей с пикассовского полотна "Любительница абсента". Знаменитую балладу о зове плоти она пела неожиданно хриплым надорванным голосом. И это опустившееся на дно жизни существо было жалким и страшным, "брошенным, как половик под двери".
Актриса решительно раздвигала границы своих творческих возможностей, прощаясь с героинями, привлекавшими своей "милотой".
Театр имени Ленсовета расположен на Владимирском проспекте, в самом центре Ленинграда — ныне снова Петербурга. Утром прохожие встречали Алису Бруновну, идущую на репетицию. Лился дождь или падал снег, дребезжа проезжал трамвай... все было буднично. И вдруг появлялась она, и городской пейзаж словно освещался свечением, струящимся из глаз актрисы. Это свечение делало ее лицо прекрасным.
Помню в те годы ее вместе с Игорем Владимировым — импозантным седым и высоким в сером ратиновом пальто. Они были удивительно красивой семейной парой. Помню так отчетливо, как будто не прошло много лет.
Вечерами театр осаждала толпа в поисках "лишнего" билета. Шли "на" Алису Фрейндлих.
Она играла Элизу Дулитл в "Пигмалионе" Б.Шоу — труднейшую роль мирового репертуара. Главное проступало не в самоигральном забавном аспекте, а в том чувстве собственного достоинства, которое вырастало в душе ее Элизы.
Ей привелось сыграть Таню из знаменитой одноименной пьесы Арбузова, известной по исполнению в тридцатые годы Марией Бабановой. Алиса Фрейндлих, уведя эту героиню от деталей ушедшего быта, снова воплотила женское бесстрашие и стойкость. Играла она необычайно проникновенно и в другой не столь нашумевшей пьесе Арбузова "Мой бедный Марат" — Лику блокадную девочку. Незабываем голос, которым она произносила фразу изголодавшейся Лики, съедающей принесенную ей картофелину: "какое блаженство..."
И вдруг проступала тайна актерского искусства, воплощенного в даре пронзить одним-единственным словом, взглядом, интонацией...
Сколько же раз ей удавалось это! И как легки были переходы у нее к смешному, забавному. Она удивительно всегда умела подмечать комедийное и как бы ненароком объяснять его. Сыгранные актрисой смешные девчонки — Альдонса из "Дульсинеи Тобосской" А.Володина и Катарина в "Укрощении строптивой" У.Шекспира — заставляли зрителей смеяться до того момента, когда веселье оборачивалось печалью. Когда вдруг обнаруживалась тайная душевная жизнь этих героинь с тоской о несбыточном счастье. А у Катарины- Фрейндлих оказывалось и полное отсутствие иллюзий. Она покорялась установленному порядку, видя все его несовершенство.
В памяти встает доведенная до отчаяния в погибели Катерина Ивановна из "Преступления и наказания" Достоевского... А какой неожиданностью стал ее Малыш в "Малыше и Карлсоне"! Взрослые ходили на спектакль исключительно для собственного удовольствия, ибо могли оценить актерское мастерство и насладиться им больше, чем дети.
Но самой жгучей, самой захватывающей по силе драматизма осталась роль ее Гелены в "Варшавской мелодии" Л.Зорина. Может быть, одной из первых в Советском Союзе со сцены она произносила обвинение фашизму: "И когда моя подруга выходит с желтой звездой на улицу, это тоже XX век?!"
Трижды в спектакле звучала песенка Гелены, написанная композитором Л.Балаем. Исполяемая каждый раз по-разному мелодия говорила о прожитых годах, о неутихающей боли сердца. Алиса Фрейндлих играла пленительную женщину, запечатлевала голос совести, воплощала величие любви...
В кино актриса также играет самые разноплановые роли. Ее манит характерность. Не отсюда ли "Мымра" в "Служебном романе" Э.Рязанова, принесшая ей всенародный успех? Или Огудалова в "Жестоком романсе" Н.Михалкова? Или фрейлина Вырубова? Или загадочная женщина в элитарном "Сталкере"?
Ее всегда любили партнеры: А.Эстрин, А.Розанов, Д.Барков, А.Равикович, М.Боярский, В.Стржельчик... После съемок фильма "Анна и Командор" Василий Лановой, говоря о ней по телевидению, на всю страну воскликнул: "Люблю".
Ее высоко чтут коллеги. Однажды во время гастролей Театра на Таганке в Ленинграде был показан спектакль "Деревянные кони". В нем наряду со знаменитыми З.Славиной и А.Демидовой замечательно сыграла маленькую характерную роль Т.Жукова. Когда по окончании приветствовать московский театр на берегах Невы вышла Алиса Фрейндлих, то она благодарно поцеловала талантливую исполнительницу как бы второго плана. Кто знает, как требовательно смотрят актеры друг на друга, понимает цену признания, которым отметила Алиса Фрейндлих актрису, чье имя не было популярно. Т.Жукова говорила друзьям, что поцелуй Фрейндлих был для нее высшей наградой...
Находясь в зените славы, Алиса Фрейндлих рискнула переменить судьбу, сцену, жизнь.
Один из самых выдающихся режиссеров современности — Г.А.Товстоногов пригласил актрису в свою труппу. Она, не колеблясь, приняла приглашение. Это был очень смелый шаг. Большой драматический театр, который возглавлял Товстоногов, называли кладбищем для актрис. Таланты он брал охотно. Но далеко не всегда находил им применение. Иные творческие перспективы, возможность обогатить актерскую палитру представились ей более ценными, чем уже завоеванное положение. Алиса Фрейндлих стала актрисой Большого драматического театра, который ныне носит имя уникального Мастера, создателя одной из лучших в мире трупп. И не знала ни часа простоя. В спектакле "Последний пылко влюбленный" она играла в дуэте с неповторимым В.Стржельчиком. С ним же она играла в спектакле "Старомодная комедия" Арбузова, успешно проходившем и на гастролях в Америке... В "Киносценарии с двумя антрактами" А.Володина Алиса Фрейндлих воплотила образ еще одной героини, осененной любовью. После чего началась новая страница ее творчества, к ней пришли другие персонажи, ей понадобился "другой" голос... Возможно, предпосылки для такой перемены можно было угадать еще в пору, когда она сыграла миссис Пичем... На сей раз она предстала в ролях леди Мильфорд из "Коварства и любви" Шиллера и леди Макбет Шекспира в постановках Т.Чхеидзе — третьего большого режиссера в творческой биографии актрисы.
Она, сыгравшая столько, что все не перечислить, постоянно жаждет работы. Когда Р.Виктюк — режиссер, работавший со многими звездами, предложил ей главную роль в несправедливо забытой пьесе Н.Сургучева "Осенние скрипки", актриса вновь трепетно раскрыла женский дар любви. Совсем недавно Америка была свидетелем нового актерского триумфа Алисы Фрейндлих.
- Она — святой человек в искусстве, — сказал о ней в одном интервью Роман Григорьевич Виктюк. — Актеры благоговеют перед ней.
Мир меняется вокруг нее, и она признается на страницах прессы, что происходящее в стране ее страшит. Что она с тревогой даже на короткое время расстается с дочерью, с внуком... Что работать в театре по нынешним временам — "роскошь", которую она себе позволяет. Съемки, концерты оплачиваются по-другому. Она остается верна театру и самой себе.
Скоро мы сможет убедиться в этом воочию. В предстоящих гастролях по Америке Алиса Фрейндлих вновь в программе "Гори, гори, моя звезда". И предстанет — знакомая и незнакомая. В конце уходящего века, в атмосфере рушащегося уклада, в интерьере, из которого навеки ушли лица иных друзей и коллег, и неизбежно появились новые, она кажется до удивления неизменившейся. Та же стройность, тот же молодой овал, обрамленный светлыми прядями волос, те же удивительные глаза... Но когда она начнет петь, ее голос зазвучит окончательно по-иному: низко, тягуче. Мы услышим голос многое пережившего человека. В программе "Гори, гори, моя звезда" актриса поет старинные русские романсы и читает трагические стихотворения Марины Цветаевой. О любви, о разлуке, о предательстве, о тоске по родине... Тайны подтекста, неожиданные интонации, модуляции всегда составляли необычайное очарование этой любимицы публики. Она по-своему открывает Цветаеву, доискиваясь и находя горький смысл в громоздящихся лестницей метафорах. Читает без надрывности, но с разъедающей душу болью. Вся композиция названа по одной из стихотворных строк: "На трудных тропах бытия".
По мере чтения слово "тропы" начинает осмысляться не только в прямом значении, но и как художественные сравнения, без которых невозможна поэзия. Как и без музыки. Два молодых драматических артиста, мастерски играющих на гитаре, составляют прекрасное вокально-инструментальное сопровождение, а временами обретают солирующую роль. Они играют собственные обработки романсов, достигая кульминаций, импровизируют в сценической части своих выступлений чисто актерски — легко, пластично и уходят в тень, когда Алиса Фрейндлих возвращается на сцену.
Запомним их имена — артисты Санкт-Петербургского Большого драматического театра — Анатолий Коптев и Владимир Балагин.
Так же, как в молодости, актриса стала отказываться от ролей "на обаянии", так и сейчас она удивляет переменой диапазона. Теноровые партии отданы "кавалер-дуэту", басовую — исполняет она сама...
Новый сценический сюрприз? Да. Потому что она никогда не живет на проценты артистического мастерства. Потому что в ее душе постоянно свершается преображающая ее изнутри работа. Потому что ее лиричный голос мужает. Голос актрисы, остающейся молодой, но получившей самую высокую награду — лауреат Государственных премий, самое высокое звание — народная артистка Советского Союза...
В меняющемся мире Алиса Фрейндлих остается стойкой.
Когда-то, сыграв Малыша, она открыла зрителю душевное восприятие ребенка. Ныне в программе "Гори, гори, моя звезда" рядом со стихами М.Цветаевой, О.Мандельштама, звучат поэтические строки талантливого мальчика из Казани Елисея Годочкина...
Конечно, предстоящий вечер с Алисой Фрейндлих обещает быть праздничным. Популярные романсы "Очи черные", "Ямщик, не гони лошадей", "Слышу звон бубенцов", "Ночь светла" создадут щемящее настроение... Но завершающим аккордом станет композиция "Голоса" — семь посвящений поэтам — каждому вечная память, каждому — зажигается свеча...
Алиса Фрейндлих — петербургская актриса. Где бы она ни выступала, за ней декорация в виде Адмиралтейства. За ней — силуэт Большого драматического театра на Фонтанке. За ней — сцена, где ее встречают рукоплесканиями. И выступление актрисы всегда одаривает лучезарным светом.
Алла ЦЫБУЛЬСКАЯ (Бостон)
"Вестник" №4(211), 16 февраля 1999