Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

Алиса Фрейндлих спасла спектакль

На сцене Дворца культуры имени Первой пятилетки прошла российская премьера нового спектакля Театра Романа Виктюка "Осенние скрипки". Пьеса Ильи Сургучева (малозначительного и заслуженно забытого драматурга начала века) вызывала острокритические замечания еще в момент неудачной МХТовской постановки 1915 года.
Сегодня, казалось бы, отношение к ней должно быть сугубо ироническое, а сценическое воплощение тяготеть к пародии. Однако режиссер Виктюк прочитал этот мелодраматически напыщенный текст со всей возможной серьезностью как некую декадентски-символическую историю о безумных страстях стареющей женщины. Разыгрывается все это под комментарий загримированного "под Вертинского" ведущего и на фоне трех "черных Пьеро", разъезжающих по сцене на роликовых коньках. Присутствует и обязательный для виктюковских спектаклей актер в женском обличье, который некими пластическими этюдами должен был, видимо, дать зрительный образ "мятущейся женской души".
И все это можно было бы считать просто "неудачей большого мастера", весенним напоминанием об осенней скуке, если бы в главной роли Виктюк не занял нашу "национальную гордость" Алису Фрейндлих. Актриса делает почти невозможное, преодолевая сопротивление текста и режиссерских изысков. В ее героине отчетливо различимы черты вполне реальной, земной женщины, которой даже как-то неловко представать перед зрителем в столь откровенно надуманной ситуации. Ей приходится преодолевать себя, чтобы как-то оправдать и объяснить свои экстравагантные поступки. Самое удивительное, что актрисе это во многом удается — она умело приглушает слезливо-сентиментальные ноты в сценах с мужем и подчеркнуто избегает шокирующих откровенностей в эпизодах с любовником. Сдержанность, умение владеть собой становится главной отличительной чертой героини, и это почти примиряет нас с пьесой и спектаклем. Только в финале, когда текст уже кончился, актриса дает себе волю и в коротком яростном танце-пантомиме как бы заново проигрывает всю ситуацию, дает подлинный зрительный образ мятущейся женской души. И право же, за эти несколько десятков секунд она успевает нам поведать об этой душе гораздо больше, чем сказано в многословной пьесе и в двухчасовом спектакле.



© 2007-–2018 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.