Алиса Фрейндлих играет старух с детства
На возрастные роли Алисе Бруновне Фрейндлих везло еще в школьные годы. В драмкружке она переиграла немыслимое количество всяких Феклуш и сумасшедших барынь. «На втором курсе театрального института я была старой глухой скотницей, — вспоминает артистка, — а на выпускном сыграла очередную свою престарелую героиню. У меня в дипломе так и написано «острохарактерная актриса». Это, наверное, норма для такой аттестации играть героинь намного старше себя по возрасту. Для подобных ролей я и была предназначена. А роль королевы в «Трех мушкетерах» скорее случайность». И вот все возвращается на круги своя. В новом фильме Константина Худякова «На Верхней Масловке» артистке предстоит постареть на 17 лет. И умереть...
Сегодня в первом павильоне «Мосфильма» снимается та сцена фильма (производство кинокомпании «Президент-фильм»), в которой героиня Фрейндлих, престарелая скульпторша, ждет смерти. Сильно пожилая женщина (лет под 90), утопая в подушках на древней железной кровати, в розовой ночной сорочке выглядит изможденной, но все-таки сильной. «Открой окно, я хочу видеть, как придет смерть», — произносит Алиса Бруновна. И так пять дублей. Видно, что сыграть агонию и умирание актрисе непросто. После каждого дубля она сильно устает, и это заметно даже через грим. В перерывах Фрейндлих не без наслаждения затягивается сигаретой, припрятанной под одеялом, и даже пытается шутить со своим партнером Евгением Мироновым.
Но вот еще один изматывающий съемочный день позади. Наконец-то у Алисы Бруновны есть время пообщаться. Первый вопрос, конечно же, про эксперимент со старением — далеко не каждая из коллег актрисы смогла бы решиться на такое.
- В фильме «На Верхней Масловке» для вас как для актрисы сложнее стареть внешне или внутренне?
- Внешне сложно только потому, что это кино, где существуют крупные планы. В театре это было бы проще, поскольку там какие-то тонкие вещи в плане грима не так бросаются в глаза. Но и внутренне тоже непросто, ведь моя героиня очень неоднозначное существо. Я даже не могу ее аттестовать как женщину или что-то более-менее определенное. Это именно существо. С абсолютно мужским характером. Большая умница при этом с очень насыщенной творческой жизнью. В кино ведь существует еще одна сложность: чем глубже ты заберешься в характер, тем очевиднее это будет на экране. С гримом мы долго мучились. Режиссер фильма Константин Павлович Худяков (у которого я уже снялась удовольствием в «Успехе») очень благородный и пластичный человек и в смысле внутренних, ив смысле внешних ходов, долго сопротивлялся обстоятельствам и самому себе и не мог прийти к решению, что делать с моей внешностью. Мы пробовали разные гримы, использовали характерную старушечью пластику. Но тут я спасовала, поскольку решила, что после того, как в течение месяца похожу под какой-то немыслимой пастой, должна буду закончить свое существование как актриса, в том числе и на сцене тоже. Ведь сложный грим эмоционально и мимически парализует присутствие лица, если можно так выразиться. Поэтому в конце концов решили воспользоваться тонким слоем грима и просто подчеркнуть, насколько это возможно, мое собственное приближение преклонного возраста. И обойтись физикой и пластикой. Хотя и быть постоянно сгорбленной на съемочной площадке тяжело, побаливает позвоночник. Я очень устаю от этой роли.
- Вы знали, на какие мучения придется пойти, и согласились. Почему?
- Сначала мне очень понравился сценарий. Потом я прочитала повесть Дины Рубиной, по которой он написан. Я открыла для себя эту писательницу впервые. С ее юмором, глубиной, мятежными характерами и неоднозначными героями, у которых всю жизнь их плюсы борются с их же минусами. В моей героине все это тоже есть. И в этой борьбе плюсов с минусами высекаются искры ее жизнелюбия, которым она смогла зажечь и своего друга, сына, брата в одном лице, которого сыграл Женя Миронов.
- В фильме присутствует еще и пикантный мотив — любовь между вашей героиней и героем Миронова, который почти на полвека моложе.
- О любви в данном случае я бы не говорила. Поскольку это более емкое понятие, нежели то, что происходит с нашими героями. Эротического притяжения тут нет. Скорее присутствует аспект их синхронности друг другу по духу и мироощущению. Но при этом они совершенно не синхронны во времени. То, что они родились на свет в разное время с таким перерывом — такая вот одна из ошибок творца. Вот и возникает у них то качество любви, когда она умножается на ненависть, которая в свою очередь продиктована разницей лет между ними, которой они оба не удовлетворены.
- С Евгением Мироновым на площадке выработаете впервые. Можно сказать, что вы с ним в жизни также близки по духу, хотя и разлучены во времени, как ваши герои?
- Участие Жени в съемках было еще одной из причин, по которой я пошла на это трудное дело. Он мне бесконечно симпатичен по тем работам, которые я видела и в театре, и главным образом в кино: «Мусульманин», «Идиот». Он очень убедителен, и с ним безумно интересно работать. Если говорить о схожести наших отношений и отношений наших героев, то наверняка, будь я помоложе, может быть, я и склонила бы его на роман. Сейчас чувство юмора мешает.
- А продолжение «Женской логики» будет?
- Мне ничего об этом не известно. Но думается, что проект исчерпал себя. Тем более сейчас все взялись классику экранизировать, либо еще на телевидении в моде всякие боевики с автоматными очередями. Мы на этом фоне со своей «Женской логикой» бледно смотримся. Хотя ту же Донцову ведь и читают, и ставят.
- Вы очень часто бываете в Москве со спектаклями или на съемках. Но по-прежнему живете в Питере. Где вам сегодня лучше по мироощущению?
- Да куда бы мне от Питера деться. В Москву приезжаю и я здесь все равно гость. Обалдеваю от столичных ритмов. По-настоящему комфортно мне лишь в Санкт-Петербурге, где холодно и хорошо.
- Вы старые фильмы со своим участием часто пересматриваете?
- Вообще не пересматриваю. Предпочитаю старенькое, но не свое. Чтобы не досадовать, что уходит время. Накопленный житейский и профессиональный опыт начинает раздражаться на то, что в фильме 20-летней давности какие-то вещи недожиты и недоделаны так, как должно. Но с удовольствием снова и снова смотрю «Осенний марафон», «Любовь и голуби».
- Остается время читать что-нибудь, кроме пьес
и сценариев?
- Очень редко. Недавно открыла замечательные повести и рассказы в томике Эфраима Севелы. Ещё я очень люблю читать мемуары и письма, это такой своеобразный интерес к замочной скважине. С удовольствием прочитала переписку Бунина.
- У вас внук и внучка. Им хватает бабушкиной любви?
- Стараюсь, чтобы было так. Вся моя любовь сейчас в семье дочки Вари. К сожалению, так случилось, что из-за работы я очень многое пропустила во взрослении дочери. Думала, вот внуки будут, я своего не упущу, впечатлюсь их взрослением. И ни фига. Они подрастают, а я не успеваю заметить, как это происходит, и насладиться этим процессом. Некачественная я бабушка, вероятно. По телефону я отслеживаю их увлечения. Варя, увы, сыграв довольно симпатично маленькую рольку в фильме «Без обратного адреса», осталась вне кинематографа. Поскольку «Ленфильм» сейчас — это огромная неработающая махина, где ничего не происходит. К тому же дочь родила одного за другим, что тоже способствовало ее выпадению из обоймы. А вскочить потом обратно ужасно сложно. Дочка работает на питерском телевидении, ведет ток-шоу практического свойства «Одна дома» о женщинах и для женщин. Учит воспитывать детей, выращивать цветы. Я очень устаю, когда смотрю ее программу, поскольку все время за нее переживаю, и получается, вместе с ней тружусь.
- Внуки часто удивляют?
- Главным образом своим будто врожденным чутьем на компьютеры. Ну, я понимаю, молодые люди знают, как там чего устроено, умеют с ним легко обращаться. Н совсем-то маленькая шпана, вроде моих внуков девяти с половиной и одиннадцати с половиной лет, откуда все это знает? Для меня это темный лес. Все эти «тетрисы» и «стрелялки» моментально усваивают. А вот книжки не читают. С трудом осилили Гарри Поттера. И то только для того, чтобы было потом что в школе на перемене обсудить. Ведь об этом все дети сегодня говорят. Твен, Стивенсон их не интересуют. Зато в театр ходят. Причем взбунтовались по поводу детских спектаклей и потребовали водить их к взрослые. «Записки Пиквикского клуба» смотрели раза три. Потом внук повел на него свою девушку, в которую влюблен.
- А вы сами когда первый раз влюбились?
- Рано. В детском саду. Потом часто влюблялась в школе, в институте. И сейчас влюбляюсь. Это жить помогает.
- Круглую дату будете справлять широко?
- Не люблю я эти «датские» собрания, Хотелось бы повторить «подвиг» Гали Волчек и уехать на свой день рождения подальше из России. Люблю устраивать милые посиделки и девичники, но вне зависимости от дней рождения. На Масленицу или Рождество. А дежурное и утомительное для гостей, хотя и искреннее с их стороны говорение комплиментов в свой адрес вызывает неловкость. Мне нравятся приятные слова, сказанные просто так, не по протоколу.
Мало кто знает, что Алиса Бруновна — потомок старинного рода петербургских немцев. Ее предки были выписаны из Германии Петром Первым, когда тот решил построить под Петербургом стеклодувный завод. На память об этом у актрисы сохранились только два стеклянных шара с монограммами.
Актриса много курит и не может избавиться от этой привычки. Она прибегала ко множеству способов, чтобы бросить курить — иглоукалыванию,
гипнозу, электропунктуре... Но тщетно, единственное, чего ей удалось добиться в борьбе самой с собой — курить с мундштуком.
На роль Людмилы Прокофьевны Калугиной в комедии Эльдара Рязанова «Служебный роман» актриса была утверждена без проб. Интересно, что до этого момента Алиса Бруновна практически не общалась с режиссером Рязановым. Разве что один раз, когда он не взял ее на роль Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе». Пробы были отсняты, но в последний момент Рязанов передумал и пригласил в картину Ларису Голубкину.