Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

Алиса Фрейндлих аплодисментам предпочитает тишину в зале

В прошлое воскресенье Алиса Фрейндлих собрала полный зал Самарской филармонии дважды за один день. Московский театр Романа Виктюка поразил самарского зрителя не столько новым спектаклем, сколько игрой великолепной актрисы, которая исполняла в нем главную роль.
Цветы для Алисы
То, что большинство театралов пришло именно "на Фрейндлих", Репортер выяснил в беседах со многими людьми до и после спектакля. Зрители принесли с собой так много букетов роз, что после спектакля знаменитая артистка не смогла разместить их в своей гримерке. Сам Роман Виктюк не удостоил Самару своим появлением, поэтому поклонникам его режиссерского таланта не оставалось ничего, кроме как сконцентрировать все свое внимание на знаменитой актрисе. Но если про Алису Фрейндлих мы знаем почти все, а про Виктюка — даже больше, чем следовало бы, то имя автора пьесы вряд ли что-нибудь скажет обычному зрителю. Мало кто знает, что в свое время Илья Сургучов, по пьесе которого и был поставлен спектакль "Осенние скрипки", был одним из самых репертуарных русских драматургов. Перед первой мировой войной "Осенние скрипки" гремели по всей России. Уроженец Ставрополя, Сургучов в 1907-м получил диплом восточного факультета Петербургского университета, а с 1910 года начал печатать повести и рассказы, сблизился с Горьким, который ценил Сургучова высоко и даже принимал у себя на Капри. В 1914 году 33-летний Сургучов написал пьесу "Осенние скрипки". Годом позже ее принял к постановке Художественный театр (режиссер Немирович, в главной роли Книппер-Чехова), и одновременно пьеса разлетелась по бесчисленным провинциальным труппам. В 1919-м Сургучов эмигрировал в Прагу, а затем в Париж, где и умер в 1956 году.
Именитая поклонница
На дневном спектакле среди зрителей нельзя было не заметить Елену Образцову: видная певица выделялась не только шикарной прической, но и своей живой реакцией на игру Фрейндлих. К чести Самары она специально приехала в наш город, чтобы увидеть Алису Фрейндлих именно в этом спектакле. Для своих друзей она купила несколько билетов и сопереживала героине пьесы в их окружении. По окончании действа Образцова вышла на сцену и отблагодарила исполнительницу главной роли королевским букетом желтых роз, а также горячими поцелуями и теплыми словами. Впечатления от увиденного спектакля будут сопровождать Елену Образцову на гастролях в Японии, куда она улетела уже на следующий же день.
Виктюк оправдал свое имя
Сюжет пьесы не слишком оригинален: увядающая женщина полюбила молодого красавца, и это кончилось, разумеется, плачевно. Есть тут и приемная дочь, влюбляющаяся, натурально, в того же самого красавца, и полуслепой муж, и развеселая вечеринка с обмороком героини, и прощание в духе 4-го акта "Вишневого сада" в конце. Виктюк не был бы Виктюком, если бы спектакль не сопровождали лирические отступления: мрачный незнакомец озвучивал ремарки от театра, три Пьеро катались по сцене на роликах, а молодой человек — Коломбина-Смерть — пластично танцевал в балетной пачке. В свою очередь, "бесплодные, гибельные цветы" поздней любви распускаются на фоне музыки Петра Чайковского, Сибелиуса и Вертинского, которую подбирал сам режиссер. В перерыве между двумя спектаклями, переодевшись, сделав прическу и нанеся новый грим, Алиса Фрейндлих согласилась ответить на вопросы Репортера.
- Испытывали ли вы в своей жизни настроение осенних скрипок?
- Конечно, куда же тут деться. У меня уже два внука, я уже давно нахожусь даже не в осенней, а в зимней поре.
- Что подтолкнуло вас на работу с Романом Виктюком?
- Давно я уже интересовалась его работами, смотрела его спектакли как зритель. Мне было интересно, и когда меня пригласили, я с удовольствием дала согласие.
- Кто ваш любимый автор пьес?
- Александр Володин с его замечательными пьесами "Пять вечеров" и триптихом "Выхухоль", "Ящерица" и "Две стрелы". Это, правда, три сценария, но в целом из них могла бы получиться неплохая пьеса.
- Есть такая роль, о которой вы мечтали, но сыграть ее вам так и не удалось?
- Конечно, есть такая роль, и даже не одна. Одна из самых главных ролей, которую я не сыграла и уже не сыграю, — это Маргарита. Когда я могла это сделать — этого делать было нельзя, а когда стало можно — мне уже стало не дано.
- Вы не боитесь фатальности этой пьесы?
- Я ничего не знаю о фатальности.
- Вы верите в судьбу?
- Да, верю.
- В вашей жизни были моменты, которые заставили в нее поверить?
- Были, конечно, такие случаи. Сейчас припомнить все уже сложно. Я глубоко убеждена, что судьбой даются какие-то ниточки, которые сплетены между собой, и они отнюдь не безупречны и безусловны. Изменить свою судьбу человек, может быть, и не может, но выбрать из чего-то он всегда в состоянии. Вспомните старую сказку: перед тобой три дороги, налево пойдешь — то-то будет, направо — то-то. Всего лишь три пути — не тридцать три и не триста. Вот и выбирай. Народная мудрость, наверное, не просто взяла и сочинила это на печке, а вычислила из житейского опыта.
- Вы когда-нибудь выбирали не ту дорогу? Если да, то потом вы об этом жалели?
- Были, конечно, такие моменты, когда ты веришь своей интуиции, своему первому посылу и делаешь что-то вопреки, а потом раскаиваешься. Я такие случаи не коллекционирую, поэтому сейчас об этом говорить не буду.
- Каковы ваши впечатления от самарского зрителя?
- Приняли хорошо. Но для меня всегда не аплодисменты показательны, а тишина. Если все зрители одновременно дышат, то это для меня целая драгоценность. Потому что когда один дышит, другой кашляет, третий вдыхает, а четвертый выдыхает — я не слышу общего дыхания, и меня это настораживает.



© 2007-–2018 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.