Афиша Биография Театр Фильмография Галерея Пресса Премии и награды Тескты Аудио/Видео Общение Ссылки

Алиса Фрейндлих

Голосом, похожим на голоса утренних птиц, голосом извечным и легким, как падение осенних листьев, голосом юным, как голос первой любви, она входит в твое сознание, и невозможно сравнить ее игру ни с чем... Это ощущение святого мига причастности к чему-то большому, истинному.

Если меня спросить, что такое мужество, я отвечу: Алиса Фрейндлих. Если меня спросить , что такое женственность, я отвечу : Алиса Фрейндлих. Она родилась и выросла в Ленинграде, она актриса этого города, играет в театре имени Ленсовета. Без Фрейндлих сейчас так же трудно представить театральное искусство Ленинграда, как трудно представить этот город без клодтовских коней на Аничковом мосту или без улицы Росси.

Чудо перевоплощения, сколько бы раз я ни наблюдал его, всегда поражает своей обыденностью. Но в тот миг, когда Алиса Фрейндлих выходит на сцену, уже невозможно представить себе ,что это она недавно шла из дома в театр, шутила, отвечала на "здравствуйте",которое говорят ей знакомые и незнакомые люди...

... Зеркало. Утро. Дом. Актриса цепко всматривается в свое лицо. Как говорят актеры, лицо, "еще не побывавшее в проявителе".

Что видит Алиса Бруновна? Озабоченность, морщинки у глаз, внезапную улыбку, от которой они тут же уходят, улыбку, которая возникает сама по себе оттого, что снова утро и ,кажется, свободный день. Можно побыть с дочерью Варварой, можно сделать все то, что зачастую откладывается... Поэтому она достает лист бумаги и медленно, со вкусом переписывает эти дела, нумерует их... К вечеру окажется, что и четверть не выполнена. Опять не успела. Засиделась над книгой. Ее дом наполнен книгами, и в их подборе проявляется человеческая индивидуальность актрисы. Отвечала на письма зрителей. Их очень много. Особенно много стало после фильма Эльдара Рязанова "Служебный роман". Эта роль принесла удовлетворение. Конечно, что-то можно было бы сыграть заново, но кино не театр, где можно от спектакля к спектаклю углублять образ, привносить новые краски...

Сегодняшний день, если он хоть одним своим прожитым часом не устремлен в завтра, прожит зря. Она в этом убеждена. Что завтра? Новая роль в кино. Прекрасный сценарий Алексея Арбузова "Старомодная комедия", и нужно будет броситься в возраст шестидесяти лет — это возраст героини. Фильм на двоих, а партнер — главный режиссер их театра Игорь Петрович Владимиров. В театре первая встреча с Чеховым: Раневская , "Вишневый сад". Как все это будет? А что будет с Варварой, когда она вырастет? Сегодня девочка хочет быть врачом. Но когда отец и мать — актеры...Наверное, ведь потянет на сцену. Если окажется способной, что ж, пусть...

Надо приготовить обед, завтра времени не будет. А удивительную музыку к новой пьесе играл вчера композитор Гладков! И как легко его петь! Наверное, она могла бы петь на эстраде. Петь любит. Но тогда надо уйти из театра. Это, конечно, невозможно. Только театр!

...Зеркало. Лицо Алисы Фрейндлих. Каким оно кажется мне? Глаза, которые светятся особым светом. Оно придает "полетность" любой, самой бытовой ее фразе. Скупость жестов. Она проста, как движение руки, протянутой навстречу другу: проста в жизни, проста на сцене. В день спектакля , каким бы трудным он ни был, она так же, как обычно, накрывает на стол, подходит к телефону, читает, разговаривает, идет в магазин...

Меня всегда изумляло ее лицо. Пожалуй, с самого первого спектакля ,в котором я увидел Алису Бруновну.

"Укрощение строптивой" Шекспира в театре имени Ленсовета с полным правом можно причислить к жанру мюзикла. Насыщенный выразительной музыкой Гладкова спектакль вот уже десять лет не сходит с подмостков. И каждый раз на сцену выходит единственная исполнительница роли Катарины Алиса Фрейндлих. Блистательный поединок актрисы с партнером, заслуженным артистом РСФСР Дмитрием Барковым! Характер героини лепится с той виртуозностью, за которой словно бы не видна работа. Фрейндлих — вне всех театральных условностей, хотя играет в спектакле ,поставленном абсолютно условно. Ее игра в шекспировской комедии по своей гармонической свободе напоминает бег ручья, ласковое журчание которого внезапно переходит в клич преодоления препятствия. Но свободный бег продолжает оставаться свободным от первой сцены до финала, от спектакля к спектаклю, пленяя своей раскованностью.

В "Дульсинее Тобосской" Александра Володина игра Фрейндлих звучит, как внезапный набат, как бессмертный выкрик Сервантеса: "Там плачут, за мной!". Неистовый темперамент актрисы захлестывает тебя, тянет за собой. Но, как ни странно, плененность эта дает освобождение твоему чувству, когда не стыдно слез сопереживания, а радостно от детской первозданности ощущения.

С непередаваемым изяществом играет она в легкой комедии Мишеля Фермо "Двери хлопают". Игра ее похожа на первых весенних зайчиков, которые во все времена одинаково лукаво устремляются из карманных зеркал навстречу вашей улыбке.

Я не боюсь показаться сентиментальным. Я помню, как плакал, когда Ромео впервые взбирался на балкон к Джульетте, которую играла Алиса Бруновна. Ромео шел навстречу любви, а в страстном детском голосе Джульетты уже звучала обреченность...

В композиции И.Владимирова по произведениям мировой классики "Люди и страсти" Алиса Фрейндлих на протяжении первого акта проживает три жизни. Каждая из них неординарна.

Тоненький луч света ,имя ему Уриэль Акоста. Мальчик, мысль которого восстает против догмы. Догмы, облеченной властью, более того — освященной святостью религиозного обряда. Что делает Фрейндлих? Ничего. Или кажется, что ничего. Она столь простодушно живет в образе Уриэля Акосты, что воспринимать это как игру невозможно. Ты не чувствуешь себя зрителем, забываешь о зрительном зале, ибо Фрейндлих каждым своим жестом, каждым словом заставляет сочувствовать , сопереживать.

Поверженная революцией королева Мария-Антуанетта из того же спектакля. Королева повержена. Женщина остается. Королеву ждет гильотина. Женщина хочет умереть красивой. В короткой этой сцене Мария-Антуанетта готовится идти на казнь, уже выслушав приговор. Легкая косметика преображает лицо королевы в лицо женщины, которой поклонялись и во имя любви к которой было совершено столько подлости, пролито столько крови. Алиса Бруновна словно поднимает занавес, за которым прошла веселая и беззаботная жизнь французской королевы. Для нее всегда была важна только ее жизнь, только ее существование, интересы которого не простирались дальше порога ее спальни.

Власть. Она похожа на жажду, которая не проходит с годами. Наоборот — усиливается. Алиса Фрейндлих в третьем отрывке спектакля "Люди и страсти". Елизавета Английская. Высокомерная и холодная, она точно рассчитывает каждый свой шаг, каждый свой шанс в политической игре за престол. Совсем другое лицо актрисы. Все спрятано за бесстрастной маской: она — власть, значит, она — судья. Значит, права только она. Кто смеет упрекнуть ее в неправоте?

Поющая Фрейндлих незабываема и в этом спектакле. Каждая спетая ею песня становится открытием. Как бы хорошо вы ни знали, предположим, стихи Гейне, актриса открывает их заново. И, может быть, именно в этом главный секрет уникального дарования Алисы Фрейндлих — открывать мир заново. Как в первый, но не в последний раз, ибо в каждой новой роли есть ступень для высоты следующей.

...Окончен спектакль. Вечер уходит в ночь, унося с собой шумы города. В квартире Алисы Бруновны шум только начинается. Композитор играет музыку нового мюзикла. Потом драматург, пристроившись за круглым столом, читает свою пьесу:. И снова лицо актрисы — внимательное, словно проникающее в глубину слов. Лицо совсем другое, не то, каким оно было на сцене или на улице по дороге домой. Удивительное лицо, преображение которого неуловимо действует на твое собственное восприятие и музыки, и слов, и обычных житейских разговоров.

Лицо Фрейндлих словно восходит над жизнью, чтобы осветить ее непередаваемым светом добра и таланта.

"Там плачут, за мной!" — крикнул Дон — Кихот и устремился на помощь. Каждый раз снова и снова звучит во мне эта фраза, когда раскрывается занавес Ленинградского театра имени Ленсовета и на сцену выходит народная артистка РСФСР Алиса Фрейндлих.

 

автор Л. Палей 

"Советская женщина"  1979 г.



© 2007-–2018 Алиса Фрейндлих.Ру.
Использование материалов сайта запрещено без разрешения правообладателей.