https://www.partytime78.ru аренда звука.
Меня записали русской, и это спасло мне жизнь
«У бабушки с довоенных времен оставалась горчица. Роскошь! С ней казался вкусным даже студень из столярного клея, который тогда все в Ленинграде варили. Еще у нас оставалась сода, мы бросали ее в кипяток, и получалась шипучка», — рассказала в интервью Екатерине Рождественской Алиса Бруновна Фрейндлих, чье детство пришлось на блокаду…
фото: Екатерина Рождественская
Екатерина: Алиса Бруновна, я недавно узнала, как снимался фильм «Ребенок Розмари». Кассаветис давал какое-то самое общее задание актерам, и дальше предоставлял им полную свободу! Играйте, как находите нужным и что захотите. В итоге режиссер даже сам не знал, чем именно закончится его фильм… И замечательно получилось! А зачем тогда вообще нужен режиссер? Может быть, он только посредственным актерам нужен, а таким, как вы, нет?
Алиса Бруновна: Как это зачем режиссер нужен? Нет, я без режиссера не могу… Я даже вечно изматываю режиссеров тем, как сильно в них нуждаюсь. Но вот как только я нащупаю правильный путь, тут же начинаю активно участвовать в процессе и опять раздражаю режиссеров, но уже по-другому… Получается так: пока у меня ничего не получается — водите меня, как неразумного младенца. А как только я что-то поймала, то дайте мне свободу, а сами только «отзеркальте», что я делаю. Чтобы я понимала по реакции режиссера, туда я двигаюсь или нет. Но хотя бы для этого режиссер нужен обязательно!
Родители: Ксения Федоровна и Бруно Артурович. 1931г. Фото: из личного архива Алисы Фрейндлих
1935г. Фото: из личного архива Алисы Фрейндлих
Екатерина: С Рязановым вам хорошо работалось?
Алиса Бруновна: Хорошо! Он ведь в основном работает с театральными актерами и умеет это делать. А театральный актер от актера кино сильно отличается. С одной стороны, театральный актер — намятая глина, из нее можно сразу лепить, она уже разогрета. А с другой — с театральным актером приходится так выстраивать съемочный график, чтобы снимать последовательно, без резких скачков по сюжету. Играть сначала конец, потом начало нашему брату трудно. Кроме того, театральному актеру трудно работать без зрительного зала. Но Рязанов сам, один, заменяет собой целый зрительный зал. Он же совершенно безудержный зритель! Не может удержаться от реакции, причем очень бурной! Раньше спасало то, что звук писался отдельно от изображения. А теперь, когда все снимается живым звуком, даже не знаю, как Рязанов выходит из положения, я давно у него не снималась.
Екатерина: А почему вам так трудно играть без зрителей? Разве нельзя полностью сосредоточиться на том, что происходит на сцене, а про зал забыть?
Фото: Александр Васильев
Алиса Бруновна: Это, между прочим, тема моего навязчивого ночного кошмара. Мне несколько раз снилось, что я со сцены вижу, как все уходят и зал пустеет. Это такой ужас! В реальности что-то подобное происходило в конце 50-х годов, когда возникло телевидение и в театр перестали ходить. Но это продолжалось недолго, и зрительные залы вскоре снова наполнились. Все-таки сколько бы театру ни предрекали скорую смерть — это неправда! И именно потому, что связь между артистами на сцене и зрителями в зале — великая вещь! Живое соучастие, сопереживание, когда зрители подпитывают энергией и друг друга, и актера.
Екатерина: Какие специфичные все-таки у актеров кошмары…
Алиса Бруновна: И я не единственная, кому снятся такие сны, это такое обычное актерское наваждение. Еще многим актерам, в том числе и мне, периодически снится, что я сижу у себя в гримерной совершенно раздетая, а мне говорят: «Алиса Бруновна, ваш выход». И тогда начинается жуткая паника, я просыпаюсь в холодном поту.
Екатерина: А в жизни так когда-нибудь случалось?